Родился Анатолий Дмитриевич 14 января 1910 года в селе Полчаниновка Татищевского района Саратовской области. Мать и отец будущего артиста работали фельдшерами в сельской больнице. Они, конечно, надеялись, что сын непременно пойдет по их стопам, но мальчика с детства тянуло на сценическую площадку.
В десятилетнем возрасте маленький Толя был главным запевалой в школьном хоре, поражая уже тогда всех своим музыкальным слухом и дикцией. Участвовал также и в школьном драмкружке. Когда семья переехала в город Моршанск Тамбовской области, пристрастие юноши к искусству театра только усилилось. Способствовали этому частые гастроли артистов из близлежащих областей, Молдавии, Украины.
«Приезд в наш город театральных коллективов был для меня самым большим праздником, — вспоминал позднее Анатолий Дмитриевич, — нередко на спектакли, особенно музыкальные, я убегал тайком от родителей, со слезами на глазах, так как они не очень поощряли мое увлечение театром. А я всяческими правдами и неправдами старался не пропускать ни одного представления».
После окончания средней школы Анатолий, вопреки своему желанию стать артистом, вынужден был пойти работать на Моршанскую табачную фабрику, чтобы как-то помогать семье. На его счастье, на фабрике вскоре была организована самодеятельная актерская труппа. Ею руководил очередной режиссер городского театра В. Н. Барский. Он обратил внимание на певучего артиста, который то и дело между репетициями выводил за кулисами своеобразные рулады. Однажды режиссер застал юношу в момент его творческого вдохновения. Тот, в свою очередь, не рассчитывая на публику, стоял на куче декораций и выпевал арии из опер. Барский не стал прерывать импровизированного концерта, а тихонько спрятался за кулису и дождался, когда новоиспеченный Шаляпин «спустится на землю».
«Браво! — воскликнул учитель. — А не хотите ли вы, молодой человек, попробовать свои силы в настоящем театре?».
«Я, разинув рот, от неожиданности потерял дар речи, — писал в своих воспоминаниях Анатолий Дмитриевич, — и пришел в себя лишь тогда, когда режиссер вновь спросил меня: «Ну, так каков же будет ваш ответ, сударь?». Мне казалось, что это происходит во сне и не со мной, так все было неожиданно. Сам я, хоть и мечтал втайне играть в настоящем театре, но предложить свою кандидатуру в качестве артиста не решался. А счастье вдруг ко мне само взяло и привалило. Очнувшись от шока, я тут же дал согласие на службу в театре. С этого момента моя судьба была предрешена. В 1930 году я стал артистом Моршанского театра».
Чтобы познать все тайны этого сложного и благородного искусства, молодой артист проводил в нем по 15-16 часов. Когда дневная репетиция заканчивалась, юноша доставал из кармана небольшой бумажный сверток, в котором лежал кусок черного хлеба, наливал стакан воды, наспех проглатывал содержимое пакета и выходил на пустую сцену, где только что звучали голоса артистов. Наедине с занавесом он повторял все, что видел несколькими минутами раньше, превращаясь то в одного, то в другого героя репетируемого спектакля. Юношеская фантазия была неисчерпаема. Первая роль начинающего артиста — Рюхина в спектакле «Междуборье”, как водится, состояла из нескольких фраз.
Но вот работа над следующей ролью, ставшей для Анатолия Шайдрова неким трамплином в его актерской профессии, говорит о многом. Однажды, сидя на репетиции «Ревизора», молодой статист, наблюдая за игрой артиста, изображавшего Бобчинского, то и дело бил себя по коленям, выражая тем самым несогласие с трактовкой образа. От внимательного режиссера не могла ускользнуть такая деталь. После репетиции он подозвал к себе юношу. На вопрос: «А как бы вы его сыграли?» статист тут же выдал несколько рекомендаций. Режиссер похвалил молодое дарование и предложил попробовать самостоятельно подготовить эту роль. Спустя некоторое время имя Анатолия Шайдрова значилось уже в программке «Ревизора» на общих основаниях. Роль Бобчинского была закреплена за ним. За ней последовали другие, не менее значимые.
После окончания сезона в 1931 году В. Н. Барский рекомендовал молодого, подающего надежды артиста областному театру в городе Кинешме Ивановской области. Затем был театр в Рязани.
В 1936 году Анатолий Шайдров перебрался в город Георгиевск, на Северный Кавказ. Там его и застала война. Театр был расформирован. Некоторых артистов отправили в эвакуацию. Анатолий Дмитриевич остался в городе, в надежде на то, что его возьмут на фронт. Но по приказу администрации артиста назначили директором парка. Лишь в октябре 1941 года его призвали в
действующую армию, в запасной полк.
«Сначала было не по себе, — делился со мной воспоминаниями Анатолий Дмитриевич, — все мы рвались в гущу военных событий — защищать свою Родину. Но приказы не обсуждались. Мне было поручено сформировать отряд красноармейской художественной самодеятельности и руководить им. Мы обслуживали концертами и спектаклями бойцов и командиров прифронтовых зон. Помогали им тем самым бороться с врагом, вселяя веру в победу».
Нередко во время концертов и спектаклей, по словам Анатолия Дмитриевича, бойцы по команде офицеров вдруг поднимались с импровизированных кресел и уходили прямо в бой, в неизвестность. По мере того, как продвигалась Красная армия в глубь Европы, двигались и бригады артистов. Многое на своем пути повидали они: и разоренные русские города, сожженные
дотла, и голодных людей, которым из жалости не раз отдавали свои пайки — война не щадила
никого. В октябре сорок пятого Анатолий Дмитриевич, пройдя горнило этой страшной бойни,
вновь возвратился в свой Георгиевский театр. На груди бывшего фронтовика красовался орден Отечественной войны второй степени. Но несколько артистов из довоенной труппы осталось лежать на полях сражений. Те же, кто вернулся и остался жив, поклялись свято хранить память о своих друзьях, товарищах, не пришедших с войны.
Вскоре после войны в жизни уже немолодого артиста произошло знаменательное событие. Он встретил ту единственную, с которой рука об руку прошел всю оставшуюся жизнь. Ею стала работница театра Нина Владимировна Поплавская.
В 1946 году по приглашению главного режиссера Ферганского театра Г. Д. Абдулова — отца известного ныне артиста Александра Абдулова – семья Шайдровых переезжает в Среднюю Азию. Больше десятка лет проработали они в том замечательном, по словам актера, театре. Анатолий Дмитриевич нередко в своих воспоминаниях возвращался к этому периоду своей творческой биографии, считая Г. Д. Абдулова одним из самых талантливых режиссеров того времени.
В 1960 году 25 декабря Анатолий Дмитриевич впервые переступил порог Ирбитского драматического театра, чтобы до конца жизни больше с ним не расставаться. На нашей сцене за восемнадцать лет им было сыграно около ста ролей. На первое место по значимости большинство артистов всегда ставит роли из классического репертуара. Немало их было и у А. Д. Шайдрова. Такие персонажи, как Сысой Псоич из «Свои люди, сочтемся» А.Н. Островского, Петр из «Власти тьмы» Л. Н. Толстого, Монтекки из «Ромео и Джульетты» В. Шекспира, помогали артисту совершенствовать свое творчество. Солдаты, офицеры, партизаны также относились к числу его любимых героев.
Каждый артист мечтает в жизни сыграть ту или иную роль, но далеко не каждому это удается. Анатолий Дмитриевич много лет ждал, что судьба подарит ему деда Щукаря из шолоховской «Поднятой целины». Но, увы, этого так и не случилось. Зато монологи данного персонажа у артиста были всегда на устах. Не раз в своей комнате на потеху собравшимся друзьям он декламировал их наизусть. В 1976 году в нашем театре шел спектакль «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Вампилова. Анатолий Дмитриевич играл в нем эвенка Еремеева. Еще тогда мне показалось, что персонаж, вышедший из недр души артиста, чем-то напоминает чудаковатого шолоховского героя. Актер наделил его особого рода обманчивой насмешливостью с едва уловимым акцентом. Образ получился на редкость интересным, притягательным, полным трогательности и беззащитности.
Сам по себе Анатолий Дмитриевич не был грубым человеком, но нередко его можно было увидеть насупленным и мрачным. Очень скуп был на улыбку. Так как мы были намного моложе, то и интересы у нас с ним не всегда совпадали. Он был вне шахмат, вне преферанса, которые нередко заполняли наше свободное время. Почти всегда уклонялся от вечеринок. Складывалось впечатление, что он постоянно «уходил» в себя, в свои мысли.
Как партнер был тоже разным. Иногда с ним было интересно сосуществовать, иногда во взаимоотношениях с его героем могло что-то не срастаться. Были у артиста и прекрасно сделанные роли. К таким можно отнести Монтекки из «Ромео и Джульетты» или пана Мычковского из «Синих рос» и некоторые другие».
Актер театра П. А. Бондаренко: «Помню Анатолия Дмитриевича как очень принципиального, уверенного в своих действиях человека. Он всегда находился в гуще всех событий. Трудовая дисциплина для него была мерилом всех жизненных ценностей. У него был хорошо поставленный голос и прекрасная дикция, чего нельзя сказать сегодня о многих актерах. Даже выйдя на заслуженный отдых, он помнил о своей принадлежности к профессии артиста и никогда к русской речи наплевательски не относился. Больше, на мой взгляд, ему удавались роли социального плана, а не комедийного. Что-то не припомню его в этом жанре. Даже если в программке и значилось «комедия», то его герои, как правило, были очень серьезными, деловыми в своих действиях и поступках».
В последние годы своей жизни Анатолий Дмитриевич обратил свой взор к церкви. Знал и любил церковное пение, читал наизусть молитвы. Не думаю, что он был уж очень религиозным человеком, но в обрядах, молитвах и песнопениях для себя всегда что-то находил.
Не стало Анатолия Дмитриевича 17 сентября 1996 года. Он умер в больнице, на руках у младшей дочери Татьяны. Похоронен, как и завещал, рядом с женой.
В памяти ирбитчан Анатолий Дмитриевич останется не только как интересный артист, исполнитель драматических ролей, но и как Дед Мороз, роль которого играл в театре и в Доме пионеров на протяжении нескольких десятков лет.
Список литературы:
Вялкова, С. Его герои были серьёзны… // Восход. – 2006. – 7 сент. – С. 5.