Сибирцев Анатолий Николаевич

В 1954 году Анатолий Сибирцев по­лучил удостоверение водителя мотоцикла  и стал осваивать спортивную одиночку М-1М. Год спустя занял третье место среди юношей в первенстве Свердловской области по ипподромным гонкам. С 1957-го по 1969-й — служил в рядах Советской Армии на Севере дальнем — Новой Земле.

Уволившись в запас и посту­пив на мотоциклетный завод, пришел в мотоклуб. С 1959 года постигал азы колясочника в паре с Игорем Шипициным. По­стиг, и два года спустя ездил в паре с Геннадием Мотовым. На первых крупных соревновани­ях того года, чемпионате СССР, новый экипаж занял пятое мес­то в классе 500 и седьмое — в классе 750 куб. см. А на пер­венстве Центрального совета ДСО «Труд» заняли первое. Ни­кому не отдали и приз ИМЗ. Высокий уровень мастерства Мотов и Сибирцев показали на следующий год на чемпионате СССР по кроссу, проходившем в Ирбите. Болельщики старше­го и среднего поколения до сих пор помнят драматический эпи­зод, когда на последнем кру­ге, за каких-то триста метров до финиша, на мотоцикле лидеров : взвалилось от напряжении колесо коляски, и под горестные возгласы тысяч болельщиков гонка для Геннадия и Анатолия завершилась на последнем подъеме.

Зато в последующие годы экипаж взял реванш. Да еще какой!

В 1964-м — чемпионы СССР по шоссейно-кольцевым гон­кам. В следующем — бронзовый дубль на кольце и в кроссе, в 1966-м — дважды серебряные, а еще год спустя — золотой дубль.

В том же, 1967-м, Г. Мотов пересел с мотоцикла на сту­денческую скамью вуза, а Си­бирцев — из коляски за руль, в паре с Евгением Королевым. И два года подряд (1968-1969) они становились чемпионами СССР по кроссу. В 1972 году пришлось сменить колясочни­ка — «проштрафился» кто-то из его родственников, а по тог­дашним мандатным инструкци­ям командированные проверя­лись «по всем фронтам». Е. Ко­ролев оказался «невыездным», а надо было участвовать на Куб­ке ФИМ (фактически чемпиона­те Европы). Партнером по эки­пажу стал Игорь Никонов.

Эти международные сорев­нования состояли из 10-11 эта­пов, а ЦК ДОСААФ, финанси­ровавши выезды за рубеж, рас­кошеливался лишь на 3-4. Тем не менее, в 1972 году на этапе в Бельгии, проходившем в сильнейшее ненастье (фотогра­фии зафиксировали кроссовые мотоциклы, утопающие на пол­колеса в грези), по итогам трех заездов вышли победителями. В Голландии заняли пятое место, в Швеции — шестое. И по результатам трех этапов (при десяти по регламенту) в общем зачете стали восьмыми из трид­цати экипажей. При том, что вы­ступали на «Урале» мощностью 43-45 лошадиных сил, а боль­шинство зарубежных спортсме­нов — на немецких, японских, английских мотоциклах в 60 «лошадей». Вес их железных коней был 180, а наших — за 250 килограммов…

С 1976 года образовался но­вый экипаж в составе Анатолия Сибирцева и Петра Сосновских (Игорь Никонов перешел в во­дители). В том же году на чем­пионате СССР по шоссейно-кольцевым гонкам, состоявшем из четырех этапов, Сибирцев и Сосновских стали бронзовыми призерами, повторив этот ре­зультат и в следующем году, а в 1978-м заслужили серебряные медали.

В общей сложности А. Си­бирцев 54 раза стартовал на чемпионате СССР и 10 — на Куб­ке ФИМ. В активе именитого мотоспортсмена восемнадцать медалей разного достоинства чемпионата СССР и две — Рос­сии.

Однако, и оставив большой спорт, которому отдал двадцать пять лет, Анатолий Николаевич не расставался со спортивным мотоциклом, дважды выигрывал мотокросс ветеранов в ранге российского чемпионата. При­мечательно, что в шестидесятые-семидесятые годы звание мастера спорта по мотоспорту колясочнику, даже с чемпион­ским титулом на союзных стар­тах, присваивалось лишь при наличии первого разряда води­теля. И Сибирцев «между де­лами» выполнил этот норматив на соревнованиях среди оди­ночников, заняв третье место в первенстве Свердловской об­ласти по спидвею (гонках на льду). Как раз в ту пору была введена еще одна ступень -кандидата в мастера. Анатолий преодолел и этот барьер — оч­ков хватало с лихвой.

А к соревнованиям среди ве­теранов в классе тяжелых мо­тоциклов готовился одновре­менно с занятиями автоспортом на легковых автомобилях. На первенстве Свердловской об­ласти по авторалли входил в де­сятку сильнейших. Не «объез­жал» стороной и пьедестал, зас­лужив звание кандидата в мас­тера спорта.

Весь трудовой стаж Анатолия Николаевича — сорок шесть лет -пришелся на мотоциклетный завод. Работал токарем, фрезеровщиком, водителем мотоцикла, двадцать лет испытателем мотоцикла, восемнад­цать — водителем автомобиля.

Их «мини-команду» товари­щи называли три «С» — Сибир­цев, Сосновских, Соболев. Сер­гей Васильевич был механиком экипажа. Все трое по сию пору в дружеских отношениях.

Петр Иннокентьевич гордит­ся: у его партнера по экипажу голова, словно компьютер, Си­бирцев и сегодня помнит вре­мя контрольных заездов на «кольце» тех лет. Мудрый так­тик, он заранее просчитывал траекторию прохождения каж­дого виража, сообща с коля­сочником определяя скорост­ной режим. На дистанции они доверяли друг другу, обмени­ваясь только им понятными же­стами. При всех перипетиях со­перничества на трассе Анато­лий Николаевич не забывал о безопасности, ни разу не до­пустил выезда за белую линию, обозначавшую границу шоссе, хотя на некоторых участках ско­рость доходила до двухсот ки­лометров…

Двадцать пять лет работав­ший главным конструктором мотоциклетного завода И. М. Кошелев с удовлетворением вспоминает, что среди испы­тателей были такие творчес­кие личности, как Анатолий Николаевич. Тщательная до­водка на спортивном мотоцик­ле узлов и деталей при мак­симальной  нагрузке позволяла с большей уверенностью переносить в дальнейшем но­винки на дорожные — серий­ные «Уралы». А гоночный мо­тоцикл удалось облегчить на полсотню килограммов, дове­сти мощность двигателя до 60 лошадиных сил, как у иност­ранных спортсменов. В свою очередь, Анатолий Николаевич убежден, что пристальное вни­мание к мотоспортсменам со стороны Ивана Михайловича и его коллег, тогдашнего дирек­тора Виктора Даниловича Бо­гуславского содействовало по­вышению престижа марки «ИМЗ». Мотоспортсмены дру­гих союзных республик уважи­тельно называли их «фирмой», которая успешно конкуриро­вала с зарубежными предпри­ятиями. Не случайно и на восьми чемпионатах Советско­го Союза — по кроссу, шоссей­но-кольцевым гонкам — весь пьедестал оказывался ирбитским!

А Сибирцев был среди тех советских мотоспортсменов, кто «прорубил окно в Европу» и своими победами, по выра­жению некоторых соперников, «наделал много шума».

Список литературы:

Полищук, Л.  Мастер-класс Анатолия Сибирцева // Восход. – 2008.  –  29 апр. – С. 3.