В 1954 году Анатолий Сибирцев получил удостоверение водителя мотоцикла и стал осваивать спортивную одиночку М-1М. Год спустя занял третье место среди юношей в первенстве Свердловской области по ипподромным гонкам. С 1957-го по 1969-й — служил в рядах Советской Армии на Севере дальнем — Новой Земле.
Уволившись в запас и поступив на мотоциклетный завод, пришел в мотоклуб. С 1959 года постигал азы колясочника в паре с Игорем Шипициным. Постиг, и два года спустя ездил в паре с Геннадием Мотовым. На первых крупных соревнованиях того года, чемпионате СССР, новый экипаж занял пятое место в классе 500 и седьмое — в классе 750 куб. см. А на первенстве Центрального совета ДСО «Труд» заняли первое. Никому не отдали и приз ИМЗ. Высокий уровень мастерства Мотов и Сибирцев показали на следующий год на чемпионате СССР по кроссу, проходившем в Ирбите. Болельщики старшего и среднего поколения до сих пор помнят драматический эпизод, когда на последнем круге, за каких-то триста метров до финиша, на мотоцикле лидеров : взвалилось от напряжении колесо коляски, и под горестные возгласы тысяч болельщиков гонка для Геннадия и Анатолия завершилась на последнем подъеме.
Зато в последующие годы экипаж взял реванш. Да еще какой!
В 1964-м — чемпионы СССР по шоссейно-кольцевым гонкам. В следующем — бронзовый дубль на кольце и в кроссе, в 1966-м — дважды серебряные, а еще год спустя — золотой дубль.
В том же, 1967-м, Г. Мотов пересел с мотоцикла на студенческую скамью вуза, а Сибирцев — из коляски за руль, в паре с Евгением Королевым. И два года подряд (1968-1969) они становились чемпионами СССР по кроссу. В 1972 году пришлось сменить колясочника — «проштрафился» кто-то из его родственников, а по тогдашним мандатным инструкциям командированные проверялись «по всем фронтам». Е. Королев оказался «невыездным», а надо было участвовать на Кубке ФИМ (фактически чемпионате Европы). Партнером по экипажу стал Игорь Никонов.
Эти международные соревнования состояли из 10-11 этапов, а ЦК ДОСААФ, финансировавши выезды за рубеж, раскошеливался лишь на 3-4. Тем не менее, в 1972 году на этапе в Бельгии, проходившем в сильнейшее ненастье (фотографии зафиксировали кроссовые мотоциклы, утопающие на полколеса в грези), по итогам трех заездов вышли победителями. В Голландии заняли пятое место, в Швеции — шестое. И по результатам трех этапов (при десяти по регламенту) в общем зачете стали восьмыми из тридцати экипажей. При том, что выступали на «Урале» мощностью 43-45 лошадиных сил, а большинство зарубежных спортсменов — на немецких, японских, английских мотоциклах в 60 «лошадей». Вес их железных коней был 180, а наших — за 250 килограммов…
С 1976 года образовался новый экипаж в составе Анатолия Сибирцева и Петра Сосновских (Игорь Никонов перешел в водители). В том же году на чемпионате СССР по шоссейно-кольцевым гонкам, состоявшем из четырех этапов, Сибирцев и Сосновских стали бронзовыми призерами, повторив этот результат и в следующем году, а в 1978-м заслужили серебряные медали.
В общей сложности А. Сибирцев 54 раза стартовал на чемпионате СССР и 10 — на Кубке ФИМ. В активе именитого мотоспортсмена восемнадцать медалей разного достоинства чемпионата СССР и две — России.
Однако, и оставив большой спорт, которому отдал двадцать пять лет, Анатолий Николаевич не расставался со спортивным мотоциклом, дважды выигрывал мотокросс ветеранов в ранге российского чемпионата. Примечательно, что в шестидесятые-семидесятые годы звание мастера спорта по мотоспорту колясочнику, даже с чемпионским титулом на союзных стартах, присваивалось лишь при наличии первого разряда водителя. И Сибирцев «между делами» выполнил этот норматив на соревнованиях среди одиночников, заняв третье место в первенстве Свердловской области по спидвею (гонках на льду). Как раз в ту пору была введена еще одна ступень -кандидата в мастера. Анатолий преодолел и этот барьер — очков хватало с лихвой.
А к соревнованиям среди ветеранов в классе тяжелых мотоциклов готовился одновременно с занятиями автоспортом на легковых автомобилях. На первенстве Свердловской области по авторалли входил в десятку сильнейших. Не «объезжал» стороной и пьедестал, заслужив звание кандидата в мастера спорта.
Весь трудовой стаж Анатолия Николаевича — сорок шесть лет -пришелся на мотоциклетный завод. Работал токарем, фрезеровщиком, водителем мотоцикла, двадцать лет испытателем мотоцикла, восемнадцать — водителем автомобиля.
Их «мини-команду» товарищи называли три «С» — Сибирцев, Сосновских, Соболев. Сергей Васильевич был механиком экипажа. Все трое по сию пору в дружеских отношениях.
Петр Иннокентьевич гордится: у его партнера по экипажу голова, словно компьютер, Сибирцев и сегодня помнит время контрольных заездов на «кольце» тех лет. Мудрый тактик, он заранее просчитывал траекторию прохождения каждого виража, сообща с колясочником определяя скоростной режим. На дистанции они доверяли друг другу, обмениваясь только им понятными жестами. При всех перипетиях соперничества на трассе Анатолий Николаевич не забывал о безопасности, ни разу не допустил выезда за белую линию, обозначавшую границу шоссе, хотя на некоторых участках скорость доходила до двухсот километров…
Двадцать пять лет работавший главным конструктором мотоциклетного завода И. М. Кошелев с удовлетворением вспоминает, что среди испытателей были такие творческие личности, как Анатолий Николаевич. Тщательная доводка на спортивном мотоцикле узлов и деталей при максимальной нагрузке позволяла с большей уверенностью переносить в дальнейшем новинки на дорожные — серийные «Уралы». А гоночный мотоцикл удалось облегчить на полсотню килограммов, довести мощность двигателя до 60 лошадиных сил, как у иностранных спортсменов. В свою очередь, Анатолий Николаевич убежден, что пристальное внимание к мотоспортсменам со стороны Ивана Михайловича и его коллег, тогдашнего директора Виктора Даниловича Богуславского содействовало повышению престижа марки «ИМЗ». Мотоспортсмены других союзных республик уважительно называли их «фирмой», которая успешно конкурировала с зарубежными предприятиями. Не случайно и на восьми чемпионатах Советского Союза — по кроссу, шоссейно-кольцевым гонкам — весь пьедестал оказывался ирбитским!
А Сибирцев был среди тех советских мотоспортсменов, кто «прорубил окно в Европу» и своими победами, по выражению некоторых соперников, «наделал много шума».
Список литературы:
Полищук, Л. Мастер-класс Анатолия Сибирцева // Восход. – 2008. – 29 апр. – С. 3.