Силкина Нина Петровна

Счастье учителя.

В чем счастье учителя, воспита­теля, человека, работающего с деть­ми? В детях. В тех, кто дарит нам ра­дость быть рядом с ними и вместе с ними.

В этом плане Нина Петровна — по-настоящему счастливый человек. Ее собственный путь от учителя русско­го языка и литературы, заведующей Гороно, до директора школы  — это путь воспитания преданных учеников и обретения истинных единомышлен­ников, увенчавшийся заслуженным признанием.

Каждый человек отражает историю. Если он богат иде­ями, если работает творчес­ки — биография такого чело­века исторически значима.

Нина Петровна небольшого роста, с уверенной походкой, короткой стрижкой и умными глазами. Она обладает безупречным вку­сом, чувством времени, тре­бовательна к себе и другим, преданна школе.

А началось все с детства. Отец Нины Петровны Силкиной, Петр Никитич, — человек глубокой идейной убежденно­сти, настоящий коммунист. Мама, Александра Кузьминич­на, — педагог по призванию, внимательная и чуткая, очень любившая своих трех дочерей. Детство, школа — камертон всей жизни человека. Сред­няя школа № 12, в которой училась юная Нина, прошло под руководством классной мамы — Нины Александровны Фалько. Именно она  окон­чательно сформировала ми­ровоззрение будущей учи­тельницы русского языка и литературы Нины Петровны Силкиной.

Она прошла долгий и тернистый путь от учителя до директора. И к моменту рождения своей девятой школы Нина Петровна распола­гала опытом работы завуча в восемнадцатой школе, инспек­тора, заведующей Гороно и устойчивым положением луч­шей учительницы литературы и русского языка в городе. Школу открыли в апреле 1993г., а до этого момента было ее строительство, которое как прораб и возглавила Нина Петровна. От фундамента до крыши поднялась новая школа, но это еще полдела. Нужно было собрать коллектив: от уборщиц до педагогов, обеспечить учебный  процесс, пройти согласования и многое другое. Но твердый характер, целеустремленность и умение находить нужных людей помогли молодому директору  сфор­мировать творческий коллек­тив педагогов, объединенных идеей: учить качественно, ра­ботать творчески и самозаб­венно любить детей.

Скульпторы говорят: «рабо­таю голову», «работаю торс». Нина Петровна «работает учи­теля», «работает ученика». Многие ученики и учителя благодарны ей за уроки. Глаз у нее устроен так, что лепит добротно, надолго.

Руководитель – это  прежде всего особенный человек, фигура, личность.

Каждый день директора наполнен сотней дел, очень значимых и мел­ких, таких, которые называют «текуч­кой». Но в кругу этих дел нет ли одно­го неважного; будь то встреча с чи­новником высокого ранга или разго­вор с бабушкой ученика, будь то про­ведение областного семинара или выход нового номера школьной газе­ты.

Отвечая за коллектив, в котором более 700 человек, Нина Петровна хочет каждого видеть успешным. Ей небезразлично, как проходят уроки у молодых специалистов, как выступи­ли ребята на городских и окружных конкурсах, как приняли в коллектив нового ученика. Поэтому она видит важность школьных традиций и не пе­рестает вместе с коллегами приду­мывать новые и новые праздники уче­нического и педагогического успеха. День рождения школы, «Экологичес­кий десант», чествование победите­лей, выпускные вечера — все это и многое другое — яркие вехи годового круга праздников и традиций, по ко­торому живет школа, руководимая Ниной Петровной.

Сегодня коллектив школы — это  ученики и  педагоги, среди которых один заслужен­ный учитель РФ, восемь отлич­ников образования, два почёт­ных работника общего образо­вания; 25 учителей награждены грамотами Министерства обра­зования и науки РФ и Свердловс­кой области, два победителя кон­курса «Лучший учитель России»; девять учителей имеют высшую категорию, 32 учителя — первую.

Развитие школы — это вовсе не движение от одной победы к другой, а интенсивный труд, ча­сто незапланированная дея­тельность, нестандартные ситу­ации. Тем интереснее был путь становления школы.

Нина Петровна вспоминает:

— Рассматри­ваю историческую фотогра­фию 1994 года. На ней те, кто был первым. Уже ушли на заслуженный отдых. Елена Трофимовна Крутикова, Людмила Сте­пановна Шмелёва, Энгельсона Дмитриевна Жукова, Екатерина Георгиевна Малышева, Людми­ла Васильевна Савельева, Вера Александровна Ильиных, Арбертина Андреевна Сафронова. Продолжают работать, так как полны сил и творческих идей, наши мэтры: учителя Тамара Фёдоровна Глебова, Светлана Михайловна Камшилова, Ната­лья Владимировна Маркелова, Людмила Сергеевна Устинова, Надежда Владимировна Федотовских, Нина Александровна Пекина, Наталья Юрьевна Чер­нова, Наталья Григорьевна Щу­кина. Это они все вместе дела­ли «лицо» школы. Не зря о нас знают не только в городе Ирби­те, но и в Свердловской облас­ти и даже в России. Я благода­рю судьбу, что имела возмож­ность работать с учителями — личностями.

Особое значение для школьных будней, по твердому убеждению Нины Петровны, имеет постоянное развитие школы. Это особенно проявляется в стремлении освоить новое, не опоз­дать, не отстать от того, что происхо­дит сегодня в педагогической науке и школьной практике. Поэтому сама директор, ее заместители, педагоги школы — в постоянном поиске. Так, поняв возможности новых ин­формационных технологий, Нина Петровна совместно с коллегами на базе ­библиотеки создает информационно- образовательный центр школы, откры­вает второй компьютерный класс, в числе первых осваивает компьютер. «Мы обязаны быть интересными для наших детей. А для этого нужно себя пополнять. Трудно, дорого, нет време­ни, но это необходимо, без этого нельзя. Отстанем — школа будущего нас не примет», — жизненное и директорс­кое кредо Нины Петровны.

Безусловно, обладая большим потенциалом, коллектив школы и сегодня обес­печивает качественное образо­вание всем ученикам.  9 школу закончили 42 медалиста. Фраза «Я учился в де­вятой» служит своеобразным паролем, наподобие слов «Мы с тобой одной крови» из сказки о «Маугли». Выпускники благодарят школу за знания, неповторимый дух творчества и опыт обще­ния, которые так нужны во взрослой жизни. Окончивших школу еще не так много, более 800 человек, самым старшим чуть больше 35 лет, но они несут «знамя» девятой, преумножая ее успехи в различных сферах жизни.

Нина Петровна награждена Почетной гра­мотой Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза работников просвещения, нагрудным знаком «Отличник народ­ного просвещения», почетной грамо­той министерства общего и профес­сионального образования Свердлов­ской области, имеет звание «Ветеран труда». 25 февраля 2015 года Нине Петровне Силкиной  за вклад в развитие образования  города присвоено звание «Почетный гражданин города Ирбита». И по сей день она  работает в родной девятой.  Ведь вся жизнь отдана детям и школе.

 Автор — составитель Уфаркина Г.Л.

 Список литературы:

1. Силкина, Н. П. Мой совсем необъективный рассказ о родной девятой школе // Ирбитская жизнь. – 2008. – 23 апр. – С. 4.

2. Спиричева, А. В.  Если хочешь узнать душу человека, нужно побывать на его родине, познакомиться с родителями // Восход. – 2002. – 9 окт.  – С. 3.

3. Спиричёва, А.  Счастье – в детях / А. Спиричёва, Г. Игнатьева  //  Ирбитская жизнь. – 2007. – 9 окт. – С. 1.