Ситларов Раис Рустемович

До армии Раис получил профессию автокра­новщика четвертого разряда и пра­ва водителя. Играл в хоккейной ко­манде у Равиля Тимофеевича Абд­рахманова. Когда занятия в секции заканчивались, на спортивную площадку выходили мотогонщики, спортивная элита Ир­бита, среди них старший брат Хасан. Отсюда истоки увлечения мото­спортом. Участвовал во многих со­ревнованиях областного значения, достиг к совершеннолетию уровня первого разряда по мотокроссу.

Осенью 1986 года Раиса Ситларова призвали в пограничные войска. Знания, умения и навыки приобре­тал в школе сержантского состава воинской части 9801, базировав­шейся в Амурской области. Через полгода «учебки» за пополнением приехали представители Красно­знаменного Среднеазиатского по­граничного округа. Новоиспечен­ный командир БТРа попал в Пянджский погранотряд.

Получил в ведение грузовой ав­томобиль «Урал», ставший на два года родным домом. Своими рука­ми соорудил своего рода походную мини-кухню, кабину украсил мото­вымпелами, а на лобовом стекле ма­шины гордо красовалась надпись: «Урал-Ирбит».

Снабжали войска всем: боеприпасами, топливом, мо­торесурсами, продовольствием… Бывали и критические ситуации, а домой сержант писал: «Служу нор­мально. Всё хорошо».

Срок службы растянулся на два года и пять месяцев. Приказ об увольнении в запас не отдавался до вывода наших войск из Афганиста­на, который официально закончил­ся 15 февраля 1989 года. А Раис ещё 16 февраля через понтонный мост совершал рейс туда, где якобы не осталось ни одного советского сол­дата…

Вернувшись, начал работать во­дителем мотоцикла в заготовитель­ном цехе ИМЗ. В это время случи­лось знаменательное событие. В красном уголке цеха при всем кол­лективе военный комиссар города Ирбита В. В. Симаков торжествен­но вручил Раису Ситларову медаль «За боевые заслуги». Настоящую фронтовую награду «афганец» по­лучил за то, что спас экипаж бро­нетранспортера, «поймав» бортом своего автомобиля падающую с пе­ревала из-за потери управления ма­шину.

Риск, умение владеть ситуацией, быстрота реакции, решительность, бесстрашие, воля помогали Раису побеждать и на спортивных трас­сах. Экипаж братьев Ситларовых – гордость мотоциклетной столицы страны. Тринадцать раз Раис и Ха­сан становились на высшую ступень пьедестала в чемпионатах России и соревнованиях на Кубок России по мотокроссу. Наивысшее достижение – серебряные призеры командного чемпионата Европы, проходившего в 1999 году в Латвии.

Волею обстоятельств через че­тырнадцать лет работы на ИМЗ Раис Ситларов стал частным пред­принимателем (грузовые автопере­возки): завод сокращал производ­ство и людей, а ему с супругой Тать­яной надо было поднимать дочерей Марину и Малику. Ещё одна папина радость, Милана, родилась в 2010 году.

Завершив мотокарьеру, Раис Ситларов не покинул спорт. Случа­лось в детстве играть с ребятами в настольный теннис. Вспомнив о былом увлечении, стал захаживать в спортивный комплекс стройуправления. Занимался для себя, для души, но уже вскоре командный иг­рок с индивидуальным мастерством задумался с единомышленниками Владимиром Михайловичем Ильи­ных, Юрием Владимировичем Най­дой и Юлией Викторовной Родионо­вой о развитии этого вида спорта в городе, а значит, о работе с детьми.

Все проблемы Раис Ситларов ста­рается решать сам. У него – харак­тер победителя, он заряжен на ус­пех.

Источник:

Мордяшова Л. Парень из нашего города // Восход. – 2011. – 26 мая. – С. 5