Вологодский Николай Афанасьевич

В 1941 году Николай Афанасьевич уже был женатым человеком, у них с Ниной Алексеевной росли дети, девочка по имени Милица (красивое славянское имя, редкое в России, означает медовая, сладкая, милая) и сын – Валерий (многих мальчишек в то время называли именем великого летчика Чкалова).

Его война началась 25 июня 1941 и закончилась 21 сентября 1945 года – тысяча четыреста дней и ночей под обстрелом и бомбежками, иногда холодно, иногда голодно. Тысяча четыреста дней и ночей за баранкой старенькой, «израненной», чиненой-перечиненой полуторки. Основной его груз – боеприпасы. Возил, по возможности, по ночам, когда было меньше шансов попасть под бомбежку. Понятно, что все его пути-дороги сходились в непосредственной близости от линии боев.

Николай Афанасьевич никогда не бил себя в грудь, дескать, я воевал. И не любил о войне рассказывать. Детская память его младшей дочери Лидии, родившейся уже после войны, сохранила его слова: «Едешь со снарядами, торопишься, ведь бой идет. Наши продвигаются вперед, догонять надо, да и боеприпасы им необходимы. А рядом с дорогой убитые и раненые. Остановиться помочь не могу… Самое больное воспоминание о такой картине: лежит раненый у дороги, просит пристрелить, избавить от боли…».

В семейном архиве хранится красноармейская книжка старшего сержанта Вологодского, выданная в 1945 году. Удивительный документ. Вместо фотографии – надпись: «Действительна без фотографии» и печать. Не оказалось, видимо, рядом фотоателье. Далее заголовок «Прохождение службы», по годам: 1941-й – шофер, красноармеец, …, 1945-й – шофер, старший сержант. «Грамотность (образование), … адрес домашний, имя жены, группа крови… Принял присягу… Следующая страничка: «Награды: медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», значок «Отличный шофер». Не хватило места на этом листочке для медалей «За отвагу», «За победу над Германией…», благодарственной грамоты от командования 1-го Украинского фронта. И целых четыре страницы под заголовком «Вещевое имущество». Из сорока строк заполнено четырнадцать. Шапка (зимняя) – 1, гимнастерка – 1, ботинки, обмотки… Вот и все «огромное» богатство солдата. И еще: ППШ – оружие такое, противогаз.

Посте демобилизации Николай Афанасьевич остался верен своей профессии. 23 года, до выхода на заслуженный отдых, держал в руках руль автобуса, легковых и грузовых автомобилей (в том числе ЗИС-5, который почему-то называли студебеккером) в транспортном цехе мотоциклетного завода. И совсем не секрет, что каждый водитель еще и слесарь-ремонтник, самостоятельно ремонтирует свои машины. Вот и Николай Афанасьевич мог это делать от первого до последнего винтика.

Судьба отпустила Н. А. Вологодскому короткую жизнь, всего 62 года. Сказалось вечное напряжение за рулем автомобиля и на войне и здесь, дома, ответственность за тех, кого везет, за то, что везет. Всего 62 года. Но его помнят, поминают добрым словом люди, его знающие. Бывшие коллеги говорят о нем, как о профессионале высокого класса, опытном водителе и надежном человеке.

Список литературы:

Мачехин Л. Война у каждого своя / Л. Мачехин, Г. Мосунова // Восход. – 2015. – 4 апр. – С. 7.