советский и российский художник, график. Народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств.
«Виталий Волович — личность легендарная, овеянная славой, мифами, поклонением. Можно сказать, что пока в Екатеринбурге живет Волович, у города есть будущее». Так образно характеризует художника его друг и коллега Миша Брусиловский. Действительно, только библиография работ о нём на русском языке насчитывает несколько страниц, а список выставок у нас и за рубежом, в которых он участвовал, и перечислить невозможно. Творения художника представлены в музеях Великобритании, Германии, Чехии, во многих частных коллекциях. Какое же счастье, что в экспозиции музея графики нашего города есть прекрасная коллекция работ Виталия Михайловича!
Волович принадлежит к поколению людей, чье детство пришлось на тяжелые тридцатые годы, а ранняя юность совпала с трагическими для страны годами войны. Его поколение рано узнало горе и рано повзрослело. Виталий Михайлович вырос в семье, где много читали, его матушка и отчим были писателями, у них была прекрасная по тем временам библиотека. Любили здесь музыку и театр, одно время он даже хотел стать артистом, но судьба распорядилась иначе.
Сразу после окончания Свердловского художественного училища ему пришлось зарабатывать на жизнь. Тогда все жили небогато, но творческая жизнь интеллигенции того времени была на удивление интересной: в сороковые годы Свердловск был своеобразной духовной Меккой. Сюда с оккупированных и прифронтовых территорий были вывезены значительные художественные ценности, многие творческие организации и целые театральные коллективы.
Судьба каждого большого таланта складывается непредсказуемо и лишь в конце пути вдруг оказывается, что все события в его жизни имели строго определенный смысл. Вот и выходит, что книгочей и интеллектуал Волович неслучайно начал свой творческий путь с иллюстрирования притч и народных сказок. Это не его воля: таково веление судьбы. Оформление сказок народов мира и особенно уральских сказов П.Бажова «Малахитовая шкатулка» заложили надежный фундамент его будущих успехов.
Настоящий же успех пришел к нему на Международной выставке книги в Лейпциге в 1965 году, где он представил оформленную и проиллюстрированную им шотландскую балладу Р.Стивенсона. Это романтическое произведение, любимое им с детства, как-то удивительно легло на душу и сердце молодого художника. Иллюстрации к балладе «Вересковый мед» ещё как бы продолжают традиции, отработанные на сказочных сериях, но смысловой акцент уже смещается в социальную сферу. За эту работу художник получил свою первую весомую награду — серебряную медаль. Во второй половине 60-х и начале 70-х годов в издательстве «Художественная литература» одна за другой выходят трагедии Шекспира «Отелло» и «Ричард III» с иллюстрациями В.Воловича, в которых поднимаются вечные темы, волнующие человечество: любви и ненависти, верности и предательства, и страшная тема борьбы за власть.
Удивительно, что для каждой книги, иллюстрации к которой он рисует, В.М. Волович находит адекватные только этому произведению изобразительные средства и технику исполнения, характеризующие эпоху, героев и отношения между ними: такое под силу лишь великому мастеру. Так, иллюстрации к «Ричарду III» исполнены в жесткой манере гравюры на металле, и стиль этот как нельзя лучше характеризует жестокую эпоху династических войн средневековой Англии, а оформление средневековой легенды о любви рыцаря Тристана и королевы Изольды в пересказе Ж. Бедье исполнено в технике литографии, живописной и мягкой. В книге Волович строит свой, равновеликий гению Шекспира, театр героев трагедии и характеризует их так точно, что, увидев их раз, никогда не забудешь и уж точно ни с кем не спутаешь.
Названные работы мастера, естественно, имели большой общественный резонанс, так как были актом большого гражданского мужества. В художественном же отношении они явились бесспорным вкладом в развитие всего советского искусства, о чем свидетельствует пресса того времени и прекрасная книга о творчестве В. Воловича московского журналиста Ольги Вороновой, вышедшая в издательстве «Советский художник» в 1973 году. И ещё об одной особенности его творчества хочется сказать: о рыцарском служении художника добру и красоте. В дебри каких бы чудовищных эпох ни погружалась его исследовательская мысль, в сердце художника всегда живет антитеза всем ужасам мира, и чаще всего он воплощает ее в образе Женщины. Кем бы она ни была — Прекрасной Дамой Средневековья, верной Дездемоной, поверженной жертвой завоевателей или прелестной соблазнительницей — она всегда прекрасна. И этому принципу художник никогда не изменял. Он — Рыцарь без страха и упрека.
Виталий Михайлович прошёл большой творческий путь, и путь этот был труден, так как шёл он всегда в гору. Однако творческая судьба вела его удивительно последовательно от сказов и романтических баллад к шедеврам мировой классической литературы, от сочинения собственных притч, в графических сериях, к постижению космических основ мироздания, так остро прозвучавших в иллюстрациях к шедевру отечественной литературы «Слово о полку Игореве» и в живописных произведениях последних лет.
Без всякого сомнения, у уральского художника все есть — талант, мастерство, а в душе его, как в юности, звучит космическая музыка сфер. Он понимает, что ему и многим из его сверстников в какой-то степени повезло, что молодость пришлась на времена хотя и ненавидимые из-за идеологического удушья, но одновременно художники чувствовали поддержку государства. Во всяком случае, мастерские давали. А это немало.
Его работоспособность и самодисциплина поразительны, они ошеломляют до немоты многочисленных гостей его мастерской. Мастерская (или ателье, как сказали бы иностранцы) для самого маэстро и мастерская для посетителей-гостей — вещи разные. Для Виталия Михайловича «Мастерская» — это и Дом, и Любовь, и Пыточная, Библиотека, Мир, Космос, — его, только его пространство, которое им создано, обжито, «надышано», по его определению.
Вообще, он красив и гармоничен, хотя ничто не вызывает у него такого сопротивления и смеха, как признание его красивым. Но на самом деле он красив особой красотой: гармонией высокого роста; сутулой, но ладной фигурой; силой больших мужских натруженных рук; мелодикой речи; той особой нежностью, «воловической» тонкостью, рафинированностью и деликатностью, мягкостью внимательных глаз, что и есть, наверное, внутренняя музыка его души.
Художники должны жить долго, чтобы увидеть, осмыслить и понять свою эпоху и высказать свое суждение о ней. Мы помним, что самые великие художники мыслители — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Тициан жили долго, и их суд над своей эпохой был, наверное, самым объективным и всеобъемлющим. Нам повезло. Виталий Михайлович -человек книжный, редкостно образованный и культурный — не судит нашу эпоху. Он понимает, что на это имеет право лишь Всевышний. Волович — художник книги, он привязан к тексту и фиксирует эпохи, часто очень отдаленные от нас по времени. Но как фиксирует! В воображении часто возникает как бы параллельный мир, переносящий нас из тех далеких эпох в современность, заставляющий нас думать о себе и о своем месте в этом мире.
За большой личный вклад в развитие культуры и искусства города, формирование уникальных коллекций Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, эстетическое воспитание подрастающего поколения Воловичу Виталию Михайловичу 28 августа 2008 года присвоено звание Почетного гражданина города Ирбита.
6 июня 2018 г. Правительство Свердловской области отметило академика РАХ, народного художника РФ В.М. Воловича званием «Почётный гражданин Свердловской области».
Автор – составитель
Зав. методико – библиографическим отделом
МКУК «Библиотечная система» Е.А. Зверева
Список литературы:
Волович, В. М. Парад-алле : графика, рисунок, акварель, гуашь, офорт, шелкография: [альбом] / Виталий Волович. — Екатеринбург : Автограф, 2011. — С. 350.
Михайлова, Р. Рыцарь добра и красоты // Областная газета. – 2008. – 5 марта.
Решетникова, Н. Большой художник // Урал. – 2002. — № 8. – 253 – 255.