На 86 году жизни, в Москве, скончалась Надежда Семеновна Холмецкая, бывшая артистка Ирбитского театра, проработавшая на его сцене более двадцати лет. Последние 10 лет ее не было в нашем городе. В конце восьмидесятых вместе с мужем, тоже бывшим актером и художником нашего театра, Александром Николаевичем Капустиным, они уехали жить в Петербург в Дом ветеранов сцены им. Савиной. Но вскоре, после смерти мужа, Надежда Семеновна не могла оставаться там и переехала в Московский Дом ветеранов сцены, где и проживала до конца своей жизни.
Живя вдали от Ирбита, который стал для нее вторым родным домом, Надежда Семеновна не теряла связи с друзьями и знакомыми. В своих письмах она спрашивала о том, как живет ее любимый театр, что нового в городе.
Надежда Семеновна родилась в 1915 году 23 февраля, в Белоруссии, в г. Лоеве Гомельской области. Вся ее семья, состоящая из 13 человек, была очень артистичной. Старшие братья и сестры пели в хоре, играли в драмкружке, участвовали в «синей блузе». Не отставала от них и маленькая Надя. Она занималась классическим танцем, играла в спектаклях. В 15 лет, после окончания педагогических курсов, она едет работать учительницей на село. Но тяга к театру берет вверх. Она заканчивает Брянский музыкально-драматический техникум.
Первым ее театром стал Челябинский театр юного зрителя. Затем были другие города: Хабаровск, Чита, Дзержинск, Лысьва.
Когда началась война, Надежда Семеновна с мужем работали на Дальнем Востоке. Чувство долга заставило ее уйти на рудник в шахту, добывать вольфрам для бронетанковых пуль. В свободное время они с мужем участвовали в концертах, которые проходили в воинских частях и госпиталях.
В Ирбит Надежда Семеновна с мужем приехали в 1963 году. Более ста ролей сыграла она за двадцать с лишним лет в нашем театре. Все они были очень разноплановые по характеру: драматические, комедийные, сатирические. Надежда Семеновна владела ценным даром перевоплощения, умело раскрывая глубину характера своей героини. С неизменных успехом она играла роль Беллы в «Глубоких корнях» и Клепштовой в «Свадьбе брачного афериста». Большой творческий диапазон позволил ей создать проникновенные образы мисс Сэвидж и Памеллы Кронки в одноименных пьесах Дж. Патрика, раскрыть хищную фигуру Игуменьи Меланьи из «Егора Булычева».
Особо отмечали критики созданный Надеждой Семеновной образ академика Сабуровой в спектакле А. и П. Тур «Единственный свидетель». «Образ получился острым, сочным, правдивым, достойный нашей современницы», — писали газеты. По оценке критиков, она была самой лучшей исполнительницей этой роли.
Затем была незабываемая Мирониха из «Последнего срока» Распутина, Лукия Стрельченко из «Тетки Лукии!». К своим эпизодическим ролям Надежда Семеновна относилась не менее серьезно, чем к главным. Ведь эпизоды играть сложнее. В крупных ролях есть развитие, начало и конец, а тут сразу надо выдать характер. А потому Ирбитский зритель надолго запомнил ее нищую из «Кремлевских курантов» Погодина или Галчиху из «Без вины виноватые» Островского.
Но самой дорогой ролью Надежда Семеновна считала роль Анны Андреевны в спектакле «Салют динозаврам!». Пьеса была большая, сложная, на 2 человека. «Мы играли ее с таким удовольствием, — вспоминала позднее Надежда Семеновна, — что слились с публикой. У нас было единое дыхание».
Свой последний спектакль на сцене Ирбитского театра Надежда Семеновна сыграла в день своего 70-летия. «Игра в одинокую женщину», так назывался этот спектакль. Но, уйдя с профессиональной сцены, она продолжала реализовывать себя в самодеятельности. Вместе с Анной Васильевной Гончаровой, заслуженной артисткой России, которая в конце восьмидесятых с блеском ставила спектакли на клубной сцене завода автоприцепов, она играла в спектакле-водевиле «Беда от нежного сердца».
Три великие любви пронесла через свою жизнь Надежда Семеновна: любовь к жизни, любовь к людям и любовь к театру. И эти три любви никогда не соперничали между собой, всегда взаимодополняли и обогащали друг друга.
В памяти Ирбитского зрителя, ее друзей, знакомых и коллег Надежда Семеновна останется как разносторонне одаренная артистка, отдавшая весь свой щедрый талант людям.
Список литературы:
Вялкова, С. Памяти доброго человека // Ирбитская жизнь. – 2000. – 17 авг. – С. 3.