Холмецкая Надежда Семеновна

На 86 году жизни, в Москве, скончалась Надежда Семеновна Холмецкая, бывшая артистка Ирбитского театра, проработавшая на его сцене бо­лее двадцати лет. Последние 10 лет ее не было в нашем городе. В конце вось­мидесятых вместе с мужем, тоже быв­шим актером и художником нашего те­атра, Александром Николаевичем Ка­пустиным, они уехали жить в Петербург в Дом ветеранов сцены им. Савиной. Но вскоре, после смерти мужа, Надежда Семеновна не могла оставаться там и пе­реехала в Московский Дом ветеранов сцены, где и проживала до конца сво­ей жизни.

Живя вдали от Ирбита, который стал для нее вторым родным домом, Надежда Семе­новна не теряла связи с друзьями и знако­мыми. В своих письмах она спрашивала о том, как живет ее любимый театр, что нового в городе.

Надежда Семеновна родилась в 1915 году 23 февраля, в Белоруссии, в г. Лоеве Гомельской области. Вся ее семья, состоя­щая из 13 человек, была очень артистичной. Старшие братья и сестры пели в хоре, игра­ли в драмкружке, участвовали в «синей блу­зе». Не отставала от них и маленькая Надя. Она занималась классическим танцем, игра­ла в спектаклях. В 15 лет, после окончания педагогических курсов, она едет работать учительницей на село. Но тяга к театру бе­рет вверх. Она заканчивает Брянский музы­кально-драматический техникум.

Первым ее театром стал Челябинский театр юного зрителя. Затем были другие го­рода: Хабаровск, Чита, Дзержинск, Лысьва.

Когда началась война, Надежда Семе­новна с мужем работали на Дальнем Восто­ке. Чувство долга заставило ее уйти на руд­ник в шахту, добывать вольфрам для броне­танковых пуль. В свободное время они с мужем участвовали в концертах, которые про­ходили в воинских частях и госпиталях.

В Ирбит Надежда Семеновна с мужем приехали в 1963 году. Более ста ролей сыг­рала она за двадцать с лишним лет в нашем театре. Все они были очень разноплановые по характеру: драматические, комедийные, сатирические. Надежда Семеновна владела ценным даром перевоплощения, умело раскрывая глубину характера своей героини. С неизменных успехом она играла роль Беллы в «Глубоких корнях» и Клепштовой в «Свадь­бе брачного афериста». Большой творчес­кий диапазон позволил ей создать проникно­венные образы мисс Сэвидж и Памеллы Кронки в одноименных пьесах Дж. Патрика, раскрыть хищную фигуру Игуменьи Меланьи из «Егора Булычева».

Особо отмечали критики созданный На­деждой Семеновной образ академика Сабуро­вой в спектакле А. и П. Тур «Единственный свидетель». «Образ получился острым, сочным, правдивым, достойный нашей современницы», — писали газеты. По оценке критиков, она была самой лучшей исполнительницей этой роли.

Затем была незабываемая Мирониха из «Последнего срока» Распутина, Лукия Стрельченко из «Тетки Лукии!». К своим эпи­зодическим ролям Надежда Семеновна от­носилась не менее серьезно, чем к главным. Ведь эпизоды играть сложнее. В крупных ро­лях есть развитие, начало и конец, а тут сразу надо выдать характер. А потому Ирбитский зритель надолго запомнил ее нищую из «Кремлевских курантов» Погодина или Галчиху из «Без вины виноватые» Островского.

Но самой дорогой ролью Надежда Се­меновна считала роль Анны Андреевны в спек­такле «Салют динозаврам!». Пьеса была боль­шая, сложная, на 2 человека. «Мы играли ее с таким удовольствием, — вспоминала по­зднее Надежда Семеновна, — что слились с публикой. У нас было единое дыхание».

Свой последний спектакль на сцене Ир­битского театра Надежда Семеновна сыграла в день своего 70-летия. «Игра в одинокую женщину», так назывался этот спектакль. Но, уйдя с профессиональной сцены, она про­должала реализовывать себя в самодеятель­ности. Вместе с Анной Васильевной Гонча­ровой, заслуженной артисткой России, кото­рая в конце восьмидесятых с блеском ста­вила спектакли на клубной сцене завода ав­топрицепов, она играла в спектакле-воде­виле «Беда от нежного сердца».

Три великие любви пронесла через свою жизнь Надежда Семеновна: любовь к жизни, любовь к людям и любовь к театру. И эти три любви никогда не соперничали между собой, всегда взаимодополняли и обогащали друг друга.

В памяти Ирбитского зрителя, ее друзей, знакомых и коллег Надежда Семеновна ос­танется как разносторонне одаренная арти­стка, отдавшая весь свой щедрый талант людям.

Список литературы:

Вялкова, С.  Памяти доброго человека //  Ирбитская жизнь. – 2000. – 17 авг. – С. 3.