механик-водитель экспериментальной мастерской Ирбитского мотоциклетного завода, победитель первенства СССР по мотоспорту.
Имя Бориса Владимировича Зефирова пользуется заслуженной славой среди мотоспортсменов не только нашего города, но и буквально всей страны. Об этом свидетельствует и его «псевдоним» — Мотопапа. Его рождение, начало трудового пути и вся дальнейшая судьба связаны с тремя мотоциклетными столицами страны.
В мае 1911 года в семье Владимира Христовича и Татьяны Егоровны Зефировых родился мальчик Борис. Случилось это в провинциальном Серпухове. Тогда еще никто не предполагал, что в будущем этому городу суждено стать одним из ведущих центров мотопромышленности СССР. Уже много лет спустя Борис Владимирович будет часто приезжать на свою родину: в обосновавшееся там Центральное Конструкторское Бюро (впоследствии переименовано в НИИмотопром). В Серпухове регулярно проводились всевозможные испытания мотоциклов и мотоциклетные соревнования. Но это было позднее. А раньше…
Окончив ФЗУ и получив специальность слесаря, в 1931 году Борис Зефиров поступает на первый Московский подшипниковый завод. Молодой спортивный парень, занимающийся легкой атлетикой, лыжами, прекрасно разбирающийся в технике, не мог остаться в стороне от нахлынувшего на страну мотоциклетного «бума». Судьба его была решена. В 26 лет, то есть по ирбитским меркам довольно поздно, Борис увлекся мотоспортом. В те годы он и встретил свою единственную и неповторимую девушку с красивым именем Эдди. Они поженились и в 1937 году у Зефировых родилась дочь Марианна.
Еще до войны Борис участвовал во многих московских мотоциклетных соревнованиях, выступая за спортивное общество «Рот-ФРОНТ» и нередко занимал призовые места. В 1941 году по совету своего друга перешел на Московский мотоциклетный завод. В то время на заводе уже велись испытания новых армейских мотоциклов М-72 и Борис Зефиров в качестве помощника старшего механика экспериментального цеха сразу же стал в них участвовать. Он был одним из тех, кто демонстрировал опытные образцы правительственной комиссии, в составе которой был сам С. М. Буденный.
Военный июнь сорок первого года перечеркнул мирную жизнь страны. Последовавший в октябре приказ об эвакуации Московского мотозавода в Ирбит круто изменил дальнейшую судьбу предприятия и семьи Зефировых.
Прибывший в Ирбит 2 января с очередным эшелоном Борис Владимирович считался переведенным на новый мотозавод. С какими трудностями пришлось солкнуться москвичам в годы становления мотозавода, говорилось не раз. Трудно было, очень трудно.
Но все же гонщики, эвакуированные из Москвы, уже в июне 1944 года организовали в Ирбите первый мотокросс. Победу в нем одержал Борис Зефиров. С этих соревнований начался ирбитский послужной список «гонщика Зефирова».
В 1945 году он принимает активное участие и в создании в нашем городе первого мотоклуба. В этом же году ирбитская команда мотоспортсменов занимает первое место на первенстве страны. Зефировский вклад в общий успех — пятое место в шоссейно-линейной гонке на 300 км.
1946 год — на очередном первенстве СССР он становится победителем в линейной гонке 1 км с места и занимает третье место в гонке на 1 км с хода.
После окончания войны многие москвичи спешили возвратиться в столицу. Для них провинциальный Ирбит не стал второй родиной. Однако это не относится к Борису Владимировичу Зефирову. Увлеченный новыми моделями завода, в создании которых принимал прямое участие, он и не помышлял о возвращении в Москву. К тому времени Борис Зефиров имел абсолютный авторитет среди ирбитских гонщиков. К нему постоянно обращались за помощью, как к старшему и технически грамотному товарищу по команде. Именно он «дал путевку» в мотоспорт будущим чемпионам Б. Папулову, А. Хомутову, А. Быкову и другим. В 1947 году Зефиров прекращает свои выступления на соревнованиях и становится механиком молодой ирбитской команды. С того времени его и прозвали Мотопапой. Везде, куда бы не приезжал Борис Владимирович, тут же распространялась весть о его приезде, и многие мотогонщики из других команд шли к Мотопапе за советом. Его знал весь мотомир нашей страны. Поэтому, куда бы ни приезжал Борис Владимирович, он везде находил знакомых. А когда он «уходил» на пенсию в 1971 году, на завод буквально обрушился шквал поздравительных телеграмм.
А еще Борис Владимирович был удивительным рассказчиком. Слушать его можно было часами. Обладая феноменальной памятью, он умело маневрировал фактами, цифрами и датами, иногда фантазировал, часто импровизировал. Его рассказы о мотоспорте слушали помногу раз с огромным интересом. А тех, кто его слушал впервые, они буквально завораживали.
Весь ирбитский период жизни Борис Владимирович Зефиров проработал в экспериментальной службе ОГК, а в последние годы — хранителем музея мотоциклов. И не было человека, способного лучше его рассказать о собранных там экспонатах. Ведь каждый из них буквально прошел через его руки. В книге отзывов музея мотоциклов среди многочисленных слов благодарности Борису Владимировичу есть и такие: «Если бы все работники мотоциклетного производства были так преданы своему делу, как Борис Владимирович, мы давно бы катались на мотоциклах лучших в мире, лучших, чем «БМВ».
Еще при жизни став легендой отечественного мотопрома и имея право на заслуженный отдых, Борис Владимирович работал до самого последнего дня своей жизни. 25 февраля 1992 года на 82-м году его не стало. В то раннее утро он как всегда спешил на работу…
В память об одном из основателей мотоспорта в Ирбите, легендарном Мотопапе ирбитские гонщики ежегодно проводят мотокроссы.
Список литературы:
Буланов, А. Легендарный мотопапа / А. Буланов, М. Вохмянина // Восход. – 2001. – 6 июня. – С. 4.
Буланов, А. И. Мотопапа / А. И. Буланов. – Ирбит, 2011. – 151 с.