Зырянова Валентина Федоровна

Выпускница Ирбитского педагогического училища 1968 года выпуска,  музыкальный руководитель и воспитатель дошкольного образовательного учреждения, методист образовательного учреждения, педагог-психолог, заместитель руководителя по научно-методической работе, заведующая организационно-методическим центром Восточного учебного округа и кафедры содержания начального профессионального образования.

В настоящее время Валентина Федоровна находится на заслуженном отдыхе и с теплотой вспоминает годы учебы в Ирбитском педагогическом училище и свою профессиональную деятельность: «На календаре 22 апреля 2022 год. Мне исполнилось 73 года. Много это или мало? Никто не знает. Но этот возраст точно означает, что я нахожусь в пенсионном периоде, завершающем все профессиональные и жизненные процессы. На этом же этапе человек достигает долголетия.

И вдруг вспышка в моей памяти воспоминание: Пермский государственный педагогический институт, семинарское занятие на тему «Этические беседы с детьми старшего дошкольного возраста». Занятие ведет профессор, доктор педагогических наук,  автор одноименного методического пособия для воспитателей детских садов, замечательный педагог Князева Лидия Петровна.

Мы, студентки второго курса, энергично, на высоком эмоциональном подъеме обсуждаем конспект этической беседы «След человека».

«Интересно, — подумалось мне сейчас, в 73 года, — а какой след я оставила в истории Ирбитского педагогического училища и других образовательных учреждений, в которых проработала в общей сумме почти 48 лет.

Воспоминания имеет удивительную особенность. Они сжаты и коротки во времени, вспыхивают как молнии в воображении в разной последовательности. А начинаешь их дописывать — растягиваются много многочасовые действия.

Для достижения успешного результата, я несколько десятилетий подряд изо дня в день, сначала как студентка Ирбитского педагогического училища, а позднее в качестве музыкального руководителя и воспитателя детского сада, методиста образовательного учреждения, педагога-психолога, заместителя руководителя по научно-методической работе, заведующей организационно-методического центра Восточного учебного округа и кафедры содержания начального профессионального образования начала рабочий день с просмотра расписания занятий, осмотра рабочей аудитории, определения содержания и организации педагогического взаимодействия с применением новых выработанных решений.

Все эти коды профессиональной деятельности были плодотворными. Я сумела много из своих проектов успешно реализовать:

1) состоялись десятки тысяч учебных занятий и консультаций по различным вопросам педагогической деятельности;

2) оформлены в статьи разных научных сборников многократные выступления на областных педагогических чтениях;

3) согласно нормативных актов Министерства образования Свердловской области проведены многочисленные экспертные процедуры по разным направлениям профессионально-педагогической деятельности;

4) сформированы экспертные оценки и экспертные заключения по образовательной деятельности многих педагогов и профессиональных образовательных учреждений начального профессионального образования Свердловской области, которые обеспечили корректировку педагогических условий в соответствии с современными нормами;

5) в составе команды Министерства образования Свердловской области проведены десятки годичных совещаний по актуальным проблемам развития системы начального профессионального образования Свердловской области;

6) разработано и с положительным результатом реализовано методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) состоялось ознакомление педагогического сообщества разных уровней с положительным опытом собственной педагогический деятельности;

8) проведены сотни авторских педагогических мастерских позволивших ввести в практику педагогической деятельности многих образовательных учреждений инновационные технологии обучения КСО (коллективный способ обучения); ПСО (парный способ обучения), интерактивные и интегративные (комплексные) уроки и занятия, объединяющие несколько образовательных областей и многое другое.

К сожалению, я никогда не вела счет опубликованным материалам в научно-методических сборниках.

Положительные результаты профессионально-педагогической деятельности получили высокую социальную и государственную оценку, выразившуюся в многочисленных благодарностях и почетных грамотах от разных образовательных учреждений, от Министерства образования Свердловской области и Российской Федерации, в награждении юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, получении почетного статуса «Ветеран труда».

Но все это было потом, во взрослой профессиональной деятельности.

А в далеком 1966 году, мою профессиональную ориентацию обеспечил Михаил Алексеевич Бочков, муж моего будущего классного руководителя Маргариты Васильевны.

Он часто заходил по пути в свой сад к моему отцу, Федору Спиридоновичу. И одной из тем бурно обсуждаемой взрослыми, был вопрос, какую профессию мне осваивать.

 Михаил Алексеевич очень зримо, описывал красоту работы в детском саду: всегда весело и интересно с ребятишками, потому что они большие выдумщики.

Выбор был сделан в сторону педагогического училища, еще наверное, и потому, что я не наигралась в детском саду. Я думаю, что в силу моего не очень удобного для взрослых характера, мне не часто разрешали играть в игровом уголке. А меня туда, как магнитом тянуло.

Все было в игровом уголке «по-настоящему»: накрытый чайный стол, заправленная кукольная кровать и красавица куклы, сидящие на диване и стульях вокруг кукольного стола.

И вот я студентка, известного в стране педагогического училища, которое находилось в то время старинном без архитектурных изысках двухэтажном здании XIX века по адресу: улица имени Кирова, дом № 74.

Этот адрес я помню всю жизнь, потому что здесь я узнала первое тайны педагогики и психологии, пережила радость открытий внутреннего мира человека и закономерностей поведения ребенка дошкольного возраста.

В высоко профессиональным педагогическом коллективе училище каждый педагог был одаренный личностью, обладал уникальными способностями и педагогическими талантами.

Все действия педагогов, независимо от характера складывающихся обстоятельств и ситуации были благожелательными, направленными на вызов позитива и уважительного отношения друг к другу, к обучающимся.

Я была наивной школьницей. В то время я считала, что педагоги должны быть строгими и даже суровыми, чтобы обеспечить высокую дисциплинированность и работоспособность обучающихся. Но к моему удовольствию и радости Ирбитском педучилище в лице каждого педагога я встретила доброжелательного учителя и блестящего собеседника, который за свою жизнь много повидал и мог дать умный полезный совет относительно житейских поступков, поведения или отношений с другими людьми.

Разве можно забыть Герту Николаевну Докучаеву с ее обаятельной улыбкой и сияющими глазами, яркую, оптимистичную, всегда нацеленную только на положительный результат взаимодействия с нами, только что вступившими на педагогическую стезю несмышленными, но самоуверенными девчонками. С ней я узнала неповторимую прелесть и радость уроков ФИЗО, проводимых в сиреневом в сквере.

Михаил Николаевич Бурчиков с энтузиазмом, мягким и добрым голосом, с постоянной улыбкой на лице научил нас искусство пользования фотоаппаратом. Это с его подачи была реализована блестящая идея, создание киностудии «Малыш». Мы все, и я в том числе, испытывали гордость и чувство победы, когда увидели кадры кинохроники училищной жизни, снятой совместно с Михаилом Николаевичем.

Меня бесконечно восхищало исполнение музыкальных произведений педагогами, образованными и тонкими ценителями музыкального искусства.

Петр Васильевич и Лемарэн Гавриловна Галенчики, Антонина Павловна Улясова, Людмила Николаевна Фадеева, Виктория Андреевна Жолнерук дали возможность наслаждаться красотой пения и звучание музыкальных инструментов.

Уроки физкультуры, проводимые, Владимиром Семеновичем Пестюриным, приучили выдерживать высокие физические нагрузки; помогли принять ценность физически развитого здорового тела.

Александра Дмитриевна Дружинина научила системному видению и построению методического материала, Все детские произведения, с которыми мы работали на уроках методики развития речи и ознакомления с окружающим миром, Александра Дмитриевна показывала как методическую систему, определяющую этапность и последовательность работы воспитателя детского сада с дошкольниками разного возраста.

Первым открытием, которым я пользовалась позднее в своей профессиональной деятельности, была встреча с Владимиром Макаровичем Огибениным. Он оригинально познакомился с нами. Мы рассказали о себе о своих предпочтениях в рисовании, а в конце первой встречи Владимир Макарович сфотографировал всю нашу учебную группу в училищном дворе под желтой сентябрьской березкой, которую мы потом нарисовали как воспитатели детского сада. Я очень удивилась, когда со следующего урока он уже всех называл по имени и обращался к нам только на Вы как педагогам.

«Какая феноменальная память у человека», — восхитилась я, а чуть позже узнала секрет Владимира Макаровича. Оказывается, он из большой фотографии, которую сделал в нашу первую встречу, оформил для себя на листе бумаги подсказку-памятку: наклеил наши фото по местам, которые мы занимали на партах в классе рисования.

С большой благодарностью вспоминаются учебное занятие по анатомии и до школьной гигиене, которая вела Эмилия Иосифовна Слобожанина. Я думаю, что только благодаря нестандартному подходу к организации урока Эмилией Иосифовной у меня сформировалась привычка к поиску новой, неизвестной другим людям информации. Эта привычка позднее привела меня к исследовательской и инновационной деятельности, ставшей очень актуальной в 90-е  и двухтысячные годы.

На каждом уроке анатомии или дошкольной гигиены одна из нас, обучающихся в группе, рассказывала всему классу новости в области науки и техники, открытия в сфере медицины, биологии и питания. Многое из того неожиданного, фантастического сегодня стало повседневной реальностью.

В то время, в конце 60-х годов, мы впервые услышали о питании будущего человека: морепродукты, морская капуста и водоросли; белки-протеины, изготовленные химической промышленностью; таблетки, состоящие из искусственных компонентов, БАДы, биологически активные добавки; биороботы, искусственный интеллект и много другое.

Незабываемые уроки психологии, проводила Якель Эмилия Николаевна. Это был путь в неведомый, но очень ощущаемый мною мир эмоций и чувств, настроений и поведения.

Намного позднее я прочитала в книгах А. В. Сухомлинского слова о том, что «педагогика — это мастерская, а психология инструменты в ней».

На уроках Эмилия Николаевна возвышенно, увлеченно рассказывала о психологических процессах темпераментах, характерах людей о том, что вся суть любого человека воспитывается и формируется в детстве. Для меня было настоящим открытием, что для воспитания того или иного качества характера и поведения человека можно применять специальные эффективные приемы воздействия.

От урока к уроку мы все больше погружались в познание того, что происходит с ребенком в тех или иных ситуациях и обстоятельствах; как вызвать интерес к чему-либо, как мотивировать детей разного дошкольного возраста на самостоятельность и познавательную активность.

Благодаря урокам Эмилии Николаевны я увлеклась изучением психологии. Пришло осознание, что психология очень важная и перспективная наука. Именно она помогает понять и организовать себя, потому что взрослый человек учится только на своем опыте. Еще Карл Юнг говорил, что «жизнь можно понять только назад, прожив ее вперед».

Увлечение психологией и результаты анализа ситуации в системе образования на конец 80-х- начало двухтысячных лет определили мое педагогическое кредо.

Неизгладимое впечатление в моей педагогической практике вызвала Ирина Андреевна Намятова. Всегда спокойная, уравновешенная, излучающая обаяние и приветливость, в высшей степени, воспитанный и терпеливый человек Ирина Андреевна с живым интересом и вниманием относилась ко всем нашим, в том числе и мои взаимодействия с природой.

В лице Ирины Андреевны я встретила доброжелательного и умного учителя, который умело направлял наши профессиональные действия по уходу и содержанию природных объектов: комнатных растений, животных, птиц и других представителей флоры и фауны. Знания и умения, приобретенные под руководством Ирины Андреевны на уроках методики природы, на практикумах в ботаническом саду училища и во время дежурства в кабинете природы способствовали моей успешной профессиональной деятельности в системе начального профессионального образования в части взаимодействия с педагогами профессиональных программ по садоводству, огородничеству, парковому производству и садовому дизайну.

Ольга Александровна Абрамовская — педагог от Бога, новатор, большой эрудит, хорошо разбирающаяся в глубинах психологии людей, коллег, обучающихся и партнеров по взаимодействию.

Молодая, всего на несколько лет старше нас, хорошо организованная и деловая она каждое учебное занятие по изо деятельности проводила как светлый и радостный праздник.

Уроки под руководством Ольги Александровны были органичными, интересными, захватывающими внимание всех учащихся:

1) конкурсы типа «Кто больше…»,  «У кого красивее…», «У кого разнообразнее…»;

2) импровизации и ситуации экспромтов;

3) самоанализ и взаимный анализ результатов изодеятельности и фрагментов занятий по рисованию, аппликации, лепки, конструированию;

4) рефлексия;

5) выставки коллекций;

6) создание и презентация периодических копилок;

7) мини-тренинги;

8) решение проблемных задач;

9) обзор методической литературы и т.д.

 Сейчас я понимаю, что Ольга Александровна на своих уроках  применяла технологию интерактивного обучения, которая используется в современном образовании XXI века.

Каждодневные тренинговые упражнения создавали у нас личный профессиональный опыт работы в детском саду.

Ольга Александровна с большой охотой и без всякой корысти помогала нам ощущать себя воспитателями детского сада, работать технологично, творчески и азартно, с огоньком.

Энтузиазм, проявляемый педагогом и нами на уроках изо,  был неподдельным и заразительным.

Я безмерно благодарна Ольге Александровне за то, что она курировала мои первые самостоятельные шаги в профессии; относилась всегда и даже сейчас, когда я уже не работаю, с особой благосклонностью интересом ко мне, к моей жизни.

Она всегда с уважением относилась ко всем новациям, которые предполагались коллегам и показывались мною на открытых уроках; внимательно выслушивала и давала полезные советы, значимые для положительного результата.

Это облегчало и поддерживало сначала обучение в педагогическом училище, а затем и профессиональную деятельность.

При оценке ценности предполагаемых инноваций мнение коллег было разным, но главное состоялось согласование точек зрения и личностных установок педагогов училища на развитие образовательной деятельности и образовательной системы.

Мой духовный наставник и учитель, творческий вдохновитель, любимый классный руководитель Маргарита Васильевна Бочкова. Она каждый день была рядом с нами, хвалила за успехи, годилась ими, как и мы; огорчалась, если что-то не получалось из желаемого результата; подбадривала, когда нам казалось, что уже конец благим надеждам…

Именно Маргарита Васильевна пристрастила нас к лыжным воскресным прогулкам в Бугры — гордость и любимое место отдыха ирбитчан; научила работать с прессой — выуживать эксклюзивную информацию для сообщений на уроках анатомии и дошкольной гигиены; воспитала в нас ответственность и обязательность в исполнении своих обещаний и обязательств.

Во всех традициях Ирбитского педагогического училища наш Гуру участвовала наравне с нами; был ли это легкоатлетический забег; подготовка к фестивалю участие в нем; шествие в торжественные даты на площадь имени В. И. Ленина и возложение цветов к памятнику; подготовка выступления в праздничной концерте; смотр художественной самодеятельности; работа на субботниках; колхозные работы по уборке урожая, сбор металлолома и макулатуры и многое другое.

В памяти мелькнуло яркое воспоминание: идет фестиваль, посвященный достижениям нашей страны; хор девушек и торжественно и с воодушевлением поет задушевную песню Исаака Дунаевского и Лебедева- Кумача «Широка страна моя родная…»

И вдруг сзади хора неожиданно взвивается красный флаг с серпом и молотом. Он развивается и парит над головами поющих!

Этот апофеоз создала Маргарита Васильевна!

Зрители, испытав мощный подъем душевных сил, в едином порыве встали и аплодировали стоя. Восторг и ликование от увиденного захватило весь зал. Аплодисменты не заканчивались несколько минут.

Это был праздник счастья, торжества, гордости и радости за победы нашей любимой, великой, самой лучшей страны в мире СССР — Союза Советских Социалистических Республик!

Дорогу в преподавательскую деятельность мне открыла завуч педучилища Ксения Кузьминична Упорова, человек с широкой душой и добрым сердцем.

Она мне многократно говорила о том, что педагогический талант есть в каждом человеке, но у одних людей он яркий и видимый, а у других спрятан и незаметен.

«Тебе нужно попробовать себя в  разных учебных предметах и выбрать где интереснее, где больше результатов, что лучше получается», — наставляла меня не громким дружеским голосом, заглядывая в глаза Ксения Кузьминична.

Она вела учебное занятие по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений) дошкольников. Несколько уроков ФЭМП Ксения Кузьминична, когда уходила на открытые уроки попросила меня провести в моей учебной группе со своими одноклассниками.

О! Это была самая жаркая школа самовыживания, самопознания, самопрезентации и самоутверждения!

С первого действия и первого слова в роли учителя, я ощутила каждой клеточкой своего организма, что преподавательская деятельность не для слабонервных людей. Это очень затратное психологическое и физически, интеллектуальное действо.

От самочувствия педагога зависит и самочувствие обучающихся. Сразу возник вопрос: каким способом заставить «своих учениц» слушать и видеть меня как учителя, а главное, как смотивировать на производственную деятельность по выполнению учебных заданий.

С поручением Ксения Кузьминичной я справилась успешно. Мы сумели выполнить учебное задание урока.

Позднее Ксения Кузьминична объясняла мне, почему я смогла выполнить на уроке трудные педагогические задачи:

Во-первых, показала соученицам свое смелое, уверенное внутреннее состояние, а робость, неуверенность, напряжение не дали бы положительного результата.

Во-вторых, знала чуть больше своих одноклассниц, и с этим смогла привлечь внимание.

В-третьих, моя личность совпала с типом деятельности, с педагогикой и ее принципами. Деятельность в роли преподавателя хоть и была трудной, но она принесла радость обеды и удовольствие от самой работы на уроке.

В-четвертых, общение в роли учителя с одноклассницами, дал новый жизненный, социальный и профессиональный опыт взаимодействия.

Из любой встречи с людьми, любого занятия человек выносит 2-3 идеи-мысли, которые улучшают, и обогащает его жизненный опыт.

Так у меня четко определились принципы достижения жизненного и профессионального успеха:

1) смело без паники решать жизненные задачи, пользуясь алгоритмом решения жизненных и профессиональных задач;

2) каждый день узнавать что-то новое, расширяя свой кругозор;

3) формулировать текущие и перспективные жизненные задачи, решать их конструктивно;

4) заниматься самообразованием, используя для этого разнообразные, доступные ресурсы;

5) в конце каждого дня анализировать (рефлексировать) достижения, определять факторы, сдерживающие успех;

6) по результатам анализа (рефлексии) применять меры самокоррекции;

7) экспериментировать, творчески и не стандартно работать, развивать и совершенствовать собственную профессиональную деятельность.

В 1968 году я успешно окончила Ирбитское педагогическое училище.

В 1971 году поступила на заочное отделение Пермского государственного педагогического института по специальности «педагогика и психология»

В 1976 году, окончила на названный институт с квалификацией преподавателя педагогики и психологии дошкольных педучилищ и методиста по дошкольному воспитанию.

В 1992 году получила присвоение первой квалификационной категории по должности «руководитель».

В 1997 году присвоена высшая квалифицированная категория по должности «руководитель».

В 2008 году присвоена высшая квалификационная категория по должности «методист образовательного учреждения».

Материалы предоставлены ветераном педагогического труда

Ольгой Александровной Абрамовской