Празднование Рождества в Ирбите в начале XX века

В начале XX века для многих жителей города рождественские дни были, прежде всего, днями милосердия и благотворительности. Не оставались без внимания богадельня, детское убежище, при­юты, арестанты тюремного замка, нищие, больные, убогие. Пополнялись счета общества вспомоществования нуждаю­щимся учащимся города, попечительского общества о бедных. Благотворители зачастую старались оставаться неизвестны­ми. Бывшая воспитанница детского приюта Г. И. Нежданова вспоминала, что в день Рождества Христова с раннего утра у приютских ворот раздавался звон бубенчиков. Это подъез­жали повозки, покрытые заснеженными рогожками. Возни­цы заносили для ребят корзины со свежей стряпней и подарками от купцов Казанцевых, Д. В. Зязина и других.

Газета «Ирбитская жизнь» от 25 декабря 1914 года сооб­щала, что в Ирбитской мужской гимназии состоялся духов­но-патриотический концерт, который дал чистого сбору 300 рублей. Часть заработанных средств направлена на обуст­ройство педагогического госпиталя в Уфе, другая — передана Ирбитскому Дамскому Комитету — благотворительной орга­низации, оказывающей помощь раненым и инвалидам пер­вой мировой войны. Гимназисты VIII выпускного класса подали ходатайство с просьбой держать выпускные экзаме­ны в январе, чтобы была возможность сразу же поступить в военное училище, так как над Родиной нависла опасность. В списке пожертвователей для армии — уче­ницы Ирбитской женской гимназии (сшили белье), учащие­ся Черновской церковно-приходской школы, Дягилевского училища (собрали денежные средства, теплые вещи, чай, са­хар). В городе нашло понимание обращение состоящего под Высочайшим покровительством Его Императорского Вели­чества Романовского комитета с просьбой оказать помощь по сбору средств для обучения и воспитания детей-сирот, отцы которых погибли ни фронте. Несмотря на трудное военное время, городская управа порадовала жителей, выписав книг в общественную библиотеку на сумму более 1000 рублей.

В храмах Ирбита шли праздничные богослужения. В глав­ном Богоявленском соборе 24 декабря, в сочельник состоялась Ли­тургия Святого Василия Великого.

25 декабря, в Рождество Христово в Свято-Тро­ицкой кладбищенской церкви в 6 часов утра прошла Литургия и Всенощное бдение и чтение Акафиста перед иконой Божьей Матери «Святое семейство».

А как же проходил праздник в домах ирбитчан? Из воспоминаний купеческого сына В. В. Мясникова, 1901 года рождения: «Еще ранним утром сквозь сон слышишь, как из прихожей до­носится звонкое пение славельшиков, ходящих по домам со звездою. На дворе еще темно, а славельщики уже снуют по ули­цам города, бегая из дома в дом. Сам я не бегал по улицам, а хо­дил славить только к родителям и крестной, за что получал от них по серебряному целковому, кото­рые ложил в свою копилку. Отец заранее приготовлял для славельщиков целую коробку медных монет, а я раздавал, наделяя всех поровну пятачками или трехко­пеечными. Получив пятачки, ребята опускали их в специаль­но сшитые мешочки и бежали в следующий дом. Приходили поздравлять и взрослые из про­стого люда, имевшие какое-либо отношение к нашему дому. Им старший брат выносил в при­хожую по целому стакану вод­ки с большим бутербродом на закуску. Поздравив с праздни­ком и крякнув от предстояще­го удовольствия, они в один миг опоражнивали стакан, и, вытерев рожи концом рукава, принима­лись за бутерброд.

Прислуге к празднику обыч­но дарили отрезы мануфактуры. Приезжающих знакомых отец встречал в зале, где был накрыт большой стол с закусками и ви­нами. Чего только не было на этом праздничном столе! По бокам возвышались окорока. На больших блюдах подавались жа­реный гусь и поросенок, копче­ная рыба. На тарелках стояли банки с сардинами и шпротами, зернистой и кетовой икрой. За этими закусками стоял строй хрустальных рюмочек и стакан­чиков. Все это замыкала батарея винных бутылок разных фирм и названий. Тут были и коньяк, и херес, и мадера, и порт­вейн, и рябиновая, а в середине стола стоял пузатенький графин­чик с водкой. Отец любил уго­щать гостей, но сам никогда вина не пил».

Конечно, в семьях ирбитских мещан и крестьян Ирбитского уезда не было такого обилия вин и закусок, но, тем не менее, все радовались празднику. С нетерпением дет­вора ждала елку, которую еже­годно устраивала городская уп­рава. К каменному двухэтаж­ному зданию управы спешили ребятишки со всего города. В на­значенный час дверь открыва­лась, и под звуки рояля, дети в сопровождении Деда Мороза и Снегурочки входили в зал. Поражала всех залитая огнями све­чей, увитая гирляндами бус, ук­рашенная игрушками, громадная елка. На ветках качались сереб­ряные хлопушки, орехи, рыбки, зве­ри, птицы, изготовленные из ваты, картона, стекла. Начинались ве­селые хороводы, аттракционы, кон­церты. Заканчивался вечер раз­дачей подарочных кулечков.

В святочные дни в домах ирбитчан устраивались семей­ные вечера. Нанимались гармо­нисты. Из числа родни и знако­мых приглашались гости. В ожи­дании ряженых, щелкая орехи, за­нимались разговорами. Моло­дежь танцевала, играла. Старич­ки, предварительно «пропустив за галстук», удалялись в кабинет хозяина играть в карты.

Вспоминает В. В. Мясников: «Ряженые разъезжали всю ночь по улицам города на лоша­дях, запряженных в кошевки и розвальни. Подобно бабочкам, ус­тремлялись они к ярко освещен­ным подъездам. С гамом, шумом врывались в дома. И под рев и визг гармошки начинали кру­жить по залу. Поток маскиро­ванных постоянно менялся. Вот группа «украинцев» в расшитых белых рубахах и широченных шароварах лихо отплясывает гопака, а уже на ее месте танцу­ют цыганки, бренча мониста­ми… Их сменяют новые груп­пы ряженых: тут и арлекины, и паяцы, и домино, и Пьеро с Маль­виной. Смешавшись с гостями, они лихо отплясывают краковяк, только пол трясется, да мигают керосиновые лампы.

А вот вваливается в зал, гу­торя и куролеся, сермяжная Русь — ватага мужиков. На головах парики с космами нечесаных волос. Длинные большие боро­ды разных оттенков: рыжие, чер­ные, седые. На плечах длинные холщовые рубахи, выпущенные поверх серых штанов из мешковины. Рубахи повязаны те­семками, на которых болтаются сундучные ключи и пара дере­вянных ложек. На ногах лапти с белыми обмотками. Идут по залу, смешат народ, бросая ост­рые словечки направо и нале­во. Усаживались на полу в кру­жочек и  под треньканье бала­лайки и щелканье деревянных ложек начинали свои песни, выс­меивая злободневные темы тог­дашних дней:

«Парни с девушкам любились,

По любви всегда женились.

Наслажда-а-алися,

Наслажда-а-алися.

Нынче с девушкой любой,

Разговор совсем другой.

Коль богат, то будешь мой

Не богат – ступай домой».

Особенно доставалось те­щам, мелкому торговому люду».

Памятными для молодежи тех лет были маскарады, прово­димые в городском драмати­ческом театре. Афиши заранее расклеивались по городу. Для танцев освобождался зритель­ный зал, на сцене располагался духовой оркестр, в фойе работали буфеты. К входному билету выдавалась контрамарка. Те­атр наполнялся нарядной пуб­ликой и веселыми, задорными масками. Бал открывался валь­сом. На головы и плечи танцу­ющих сыпались брызги цветных конфетти и путаница серпантиновых лент. Было много зага­дочных и злободневных масок. Понравившимся публика отда­вала контрамарки. Ровно в пол­ночь жюри вручало призы маскам, набравшим большее коли­чество контрамарок.

Сказочные рождественские дни проходили быстро, весело и интересно, оставляя приятные воспоминания на всю жизнь.

 

Список литературы:

Абрамовская О. Пришло рождество – открываем торжество // Ирбитская жизнь. – 2008. – 4 янв. – С. 1.

Орлова В. Празднование Рождества в Ирбите // Ирбитская жизнь. – 2000. – 13 янв. – С. 1-2.

Фирсова С.  С Рождеством! // Ирбитская жизнь. – 2007. – 3 янв. – С. 3.

 

Бабиновская дорога

Первоначальный путь завоевателей Сибири, а вслед за ними русских насельников, служилых людей и купцов лежал через Северный Урал. Государева дорога в Сибирь, начинаясь в Москве, шла на Ярославль, Тотьму, Устюг Великий, Кай-город и Соликамск…

 

 

Воровские тайники, ходы и подвалы

Первые строения Ирбита появились в 1631 году. Как и все поселения того време­ни в Зауралье, Ирбитская слобода тоже выг­лядела укреплением. Не слишком грозны были ее рвы и валы для врага, а деревян­ные стены можно было легко сжечь. Но ка­ково бы ни было укрепление, по фортифика­ционным канонам того времени оно должно было иметь подземные сооружения оборон­ного назначения…
 
 
 

Встречи с Гагариным

12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Миллионы людей хотели своими глазами увидеть легендарного космонавта. Ирбитчанину Анатолию Мефодьевичу Струину судьба подарила две незабываемые встречи с Гагариным…

 

 

Ирбитская железная дорога

Идея Урало-Сибирской железной дороги оформилась еще в се­редине XIX века. С 1861 года, с отменой в России крепостного права, в города хлынул поток свободных и дешевых рабочих рук. Промышленное развитие страны получило новый толчок. Особенно сильно начина­ет развиваться…

 

 

Ирбитский экспонат в американском музее

В хранилищах Национального почтового музея при Смитсоновском институте в Вашингтоне находятся тысячи редких марок со всего мира. Сре­ди них есть марки времен зарождения земской почтовой связи России, в том числе и Ирбитской. В 1871 году уездная управа представила зем­скому собранию доклад «Об учреждении земской почты в Ирбитском уезде с будущего 1872 года»…
 
 
 

УОЛЕ

Ирбитчане в Уральском обществе любителей естествознания

УОЛЕ – одна из крупнейших научно-краеведческих общественных организаций Российской империи и СССР. Образование УОЛЕ именно в 1870 г. стало крупным событием в области культуры и науки для Уральского края и России. 29 декабря 1870 года, в ак­товом зале екатеринбургской мужской гимназии состоялось первое общее собрание уче­ных Урала, положившее нача­ло обществу…
 
 
 

История местного краеведческого общества

История общества ирбитских краеведов знала и взлёты, и падения. Общество несколько раз то закрывалось, то создавалось вновь. Первое организационное собрание членов общества по изучению местного края состоялось 2 октября 1923 года…
 
 
 
 

История появления кирпича в архитектуре Ирбита

Осо­бое внимание Петра I  к вопросу каменного строительства на Урале и в Сибири уже в конце XVII века прослеживается в указах, направленных в 1696-1697 гг. воеводам сибирских городов об обязательном строительстве казённых зданий из кирпича. Несмотря на прямые указания из столицы и призывы выдающегося горного деятеля, одного из основателей Екатеринбурга Василия Ники­тича Татищева, камен­ные здания в Ирбите появляются лишь в середине…
 
 
 

История канатно-веревочного промысла в Ирбитском округе

Веревочное производство в бывшем Ирбитском уезде возникло в конце первой половины прошлого столетия (ХIХ века). Пионером этого промысла был крестьянин Нижегородской губернии Козьма Михайлов Феофанов, который изучив это дело на своей родине, применил свои знания на новом своем местожительстве в д. Осинцевой Скородумской волости…

 
 
 

Мамонты в Ирбите

Нет, вы не думайте, что они явились в город из близлежащего леса, как рысь в 1963 году. Дело было так… В тот год пенсионер Александр Александрович Ку­зьминых начал возводить домик по улице Семилетки, 40, в новом тогда поселке имени Гагарина, что за реч­кой Грязнушкой. Место ему отвели на косогоре, откуда открывался хороший вид на лесистые Бугры и на до­лину неширокой речки, которая протекала…
 
 
 

Парк 40-летия комсомола

28 октября 1958 года исполнилось 40 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи и местные комсомольцы решили увековечить эту дату, посадив новый парк. Долго раздумывать

 

 

Пушкарёва гора

Выражение «Пушкарёва гора» вошло в лексикон ирбитчан с середины XIX века. Понятие «гора» в Ирбите, раскинув­шемся в равнинном Зауралье, звучит несколько условно. Действительно, небольшую плоскую возвышенность на южной окраине, приподнятую…

 

 

Самолеты над городом

Первое упоминание об авиации в Ирбите относится к 1913 году, когда по всему городу проводился кружечный сбор добровольных пожертвований на усиление военного воздушного флота. Собрано было 1045 рублей три копейки.Впервые шасси самолета коснулось ирбитской земли в 1934 году, в День авиации 18 августа. Это был агитрейс для сбора средств на авиазвено имени Челюскинцев…
 
 
 

Старый парк

Старый парк, именовавшийся раньше городским обществен­ным садом, был заложен в 1874 году уезд­ным исправником Николаем Ми­хайловичем Пейкером, статским советником, владелецьцем конного за­вода, первым агрономом Ирбитского уезда, основателем городского сада и ипподрома…

 

 

Тайна «Острова сокровищ»

Тайна «Острова сокровищ»

Невероятное происшествие случилось однажды с любознатель­ным сибирским купцом Акимом Седых, которому довелось как-то забрести на Ирбитской ярмарке в книжную лавку. Здесь на глаза ему попалась книга «Остров сокровищ» замечательного английского писателя Стивенсона. По сюжету произведения в 1684 году английский пират Уильям Дэмпир высадился на небольшом скалистом островке в Тихом океане, клочке…
 
 
 

Татарское побоище 1662 года

Осенью 1662 года «калмыцкие воинские люди», «воровские татара» и «воровские башкирцы», напав на Белослудскую слободу (волость), сожгли в ней все деревни дотла. Жителей всех побили, а иных в плен взяли, чтобы продать в рабство…

 
 

«Чудские городки» в Ирбите

Известный российский этнограф и фольклорист Н. Е. Ончуков записал на Урале в 1927 году легенду о чудском народе: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные… Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайково и Стриганском в…
 
 
 

«…К нему не зарастет народная тропа»

Александр Сергеевич Пушкин! Это имя дорого ирбитчанам разных поколений. Так, в 1837 году ирбитский городской голова А. Д. Маслов, сознавая важность знакомства учащихся с творчеством великого по­эта, пожертвовал в пользу уездного училища 35 рублей на выписку полного собра­ния сочинений А. С. Пушки­на. В 1861 году на сооруже­ние памятника Александру Сергеевичу в Царском Селе преподаватели…