Празднование Рождества в Ирбите в начале XX века

В начале XX века для многих жителей города рождественские дни были, прежде всего, днями милосердия и благотворительности. Не оставались без внимания богадельня, детское убежище, при­юты, арестанты тюремного замка, нищие, больные, убогие. Пополнялись счета общества вспомоществования нуждаю­щимся учащимся города, попечительского общества о бедных. Благотворители зачастую старались оставаться неизвестны­ми. Бывшая воспитанница детского приюта Г. И. Нежданова вспоминала, что в день Рождества Христова с раннего утра у приютских ворот раздавался звон бубенчиков. Это подъез­жали повозки, покрытые заснеженными рогожками. Возни­цы заносили для ребят корзины со свежей стряпней и подарками от купцов Казанцевых, Д. В. Зязина и других.

Газета «Ирбитская жизнь» от 25 декабря 1914 года сооб­щала, что в Ирбитской мужской гимназии состоялся духов­но-патриотический концерт, который дал чистого сбору 300 рублей. Часть заработанных средств направлена на обуст­ройство педагогического госпиталя в Уфе, другая — передана Ирбитскому Дамскому Комитету — благотворительной орга­низации, оказывающей помощь раненым и инвалидам пер­вой мировой войны. Гимназисты VIII выпускного класса подали ходатайство с просьбой держать выпускные экзаме­ны в январе, чтобы была возможность сразу же поступить в военное училище, так как над Родиной нависла опасность. В списке пожертвователей для армии — уче­ницы Ирбитской женской гимназии (сшили белье), учащие­ся Черновской церковно-приходской школы, Дягилевского училища (собрали денежные средства, теплые вещи, чай, са­хар). В городе нашло понимание обращение состоящего под Высочайшим покровительством Его Императорского Вели­чества Романовского комитета с просьбой оказать помощь по сбору средств для обучения и воспитания детей-сирот, отцы которых погибли ни фронте. Несмотря на трудное военное время, городская управа порадовала жителей, выписав книг в общественную библиотеку на сумму более 1000 рублей.

В храмах Ирбита шли праздничные богослужения. В глав­ном Богоявленском соборе 24 декабря, в сочельник состоялась Ли­тургия Святого Василия Великого.

25 декабря, в Рождество Христово в Свято-Тро­ицкой кладбищенской церкви в 6 часов утра прошла Литургия и Всенощное бдение и чтение Акафиста перед иконой Божьей Матери «Святое семейство».

А как же проходил праздник в домах ирбитчан? Из воспоминаний купеческого сына В. В. Мясникова, 1901 года рождения: «Еще ранним утром сквозь сон слышишь, как из прихожей до­носится звонкое пение славельшиков, ходящих по домам со звездою. На дворе еще темно, а славельщики уже снуют по ули­цам города, бегая из дома в дом. Сам я не бегал по улицам, а хо­дил славить только к родителям и крестной, за что получал от них по серебряному целковому, кото­рые ложил в свою копилку. Отец заранее приготовлял для славельщиков целую коробку медных монет, а я раздавал, наделяя всех поровну пятачками или трехко­пеечными. Получив пятачки, ребята опускали их в специаль­но сшитые мешочки и бежали в следующий дом. Приходили поздравлять и взрослые из про­стого люда, имевшие какое-либо отношение к нашему дому. Им старший брат выносил в при­хожую по целому стакану вод­ки с большим бутербродом на закуску. Поздравив с праздни­ком и крякнув от предстояще­го удовольствия, они в один миг опоражнивали стакан, и, вытерев рожи концом рукава, принима­лись за бутерброд.

Прислуге к празднику обыч­но дарили отрезы мануфактуры. Приезжающих знакомых отец встречал в зале, где был накрыт большой стол с закусками и ви­нами. Чего только не было на этом праздничном столе! По бокам возвышались окорока. На больших блюдах подавались жа­реный гусь и поросенок, копче­ная рыба. На тарелках стояли банки с сардинами и шпротами, зернистой и кетовой икрой. За этими закусками стоял строй хрустальных рюмочек и стакан­чиков. Все это замыкала батарея винных бутылок разных фирм и названий. Тут были и коньяк, и херес, и мадера, и порт­вейн, и рябиновая, а в середине стола стоял пузатенький графин­чик с водкой. Отец любил уго­щать гостей, но сам никогда вина не пил».

Конечно, в семьях ирбитских мещан и крестьян Ирбитского уезда не было такого обилия вин и закусок, но, тем не менее, все радовались празднику. С нетерпением дет­вора ждала елку, которую еже­годно устраивала городская уп­рава. К каменному двухэтаж­ному зданию управы спешили ребятишки со всего города. В на­значенный час дверь открыва­лась, и под звуки рояля, дети в сопровождении Деда Мороза и Снегурочки входили в зал. Поражала всех залитая огнями све­чей, увитая гирляндами бус, ук­рашенная игрушками, громадная елка. На ветках качались сереб­ряные хлопушки, орехи, рыбки, зве­ри, птицы, изготовленные из ваты, картона, стекла. Начинались ве­селые хороводы, аттракционы, кон­церты. Заканчивался вечер раз­дачей подарочных кулечков.

В святочные дни в домах ирбитчан устраивались семей­ные вечера. Нанимались гармо­нисты. Из числа родни и знако­мых приглашались гости. В ожи­дании ряженых, щелкая орехи, за­нимались разговорами. Моло­дежь танцевала, играла. Старич­ки, предварительно «пропустив за галстук», удалялись в кабинет хозяина играть в карты.

Вспоминает В. В. Мясников: «Ряженые разъезжали всю ночь по улицам города на лоша­дях, запряженных в кошевки и розвальни. Подобно бабочкам, ус­тремлялись они к ярко освещен­ным подъездам. С гамом, шумом врывались в дома. И под рев и визг гармошки начинали кру­жить по залу. Поток маскиро­ванных постоянно менялся. Вот группа «украинцев» в расшитых белых рубахах и широченных шароварах лихо отплясывает гопака, а уже на ее месте танцу­ют цыганки, бренча мониста­ми… Их сменяют новые груп­пы ряженых: тут и арлекины, и паяцы, и домино, и Пьеро с Маль­виной. Смешавшись с гостями, они лихо отплясывают краковяк, только пол трясется, да мигают керосиновые лампы.

А вот вваливается в зал, гу­торя и куролеся, сермяжная Русь — ватага мужиков. На головах парики с космами нечесаных волос. Длинные большие боро­ды разных оттенков: рыжие, чер­ные, седые. На плечах длинные холщовые рубахи, выпущенные поверх серых штанов из мешковины. Рубахи повязаны те­семками, на которых болтаются сундучные ключи и пара дере­вянных ложек. На ногах лапти с белыми обмотками. Идут по залу, смешат народ, бросая ост­рые словечки направо и нале­во. Усаживались на полу в кру­жочек и  под треньканье бала­лайки и щелканье деревянных ложек начинали свои песни, выс­меивая злободневные темы тог­дашних дней:

«Парни с девушкам любились,

По любви всегда женились.

Наслажда-а-алися,

Наслажда-а-алися.

Нынче с девушкой любой,

Разговор совсем другой.

Коль богат, то будешь мой

Не богат – ступай домой».

Особенно доставалось те­щам, мелкому торговому люду».

Памятными для молодежи тех лет были маскарады, прово­димые в городском драмати­ческом театре. Афиши заранее расклеивались по городу. Для танцев освобождался зритель­ный зал, на сцене располагался духовой оркестр, в фойе работали буфеты. К входному билету выдавалась контрамарка. Те­атр наполнялся нарядной пуб­ликой и веселыми, задорными масками. Бал открывался валь­сом. На головы и плечи танцу­ющих сыпались брызги цветных конфетти и путаница серпантиновых лент. Было много зага­дочных и злободневных масок. Понравившимся публика отда­вала контрамарки. Ровно в пол­ночь жюри вручало призы маскам, набравшим большее коли­чество контрамарок.

Сказочные рождественские дни проходили быстро, весело и интересно, оставляя приятные воспоминания на всю жизнь.

 

Список литературы:

Абрамовская О. Пришло рождество – открываем торжество // Ирбитская жизнь. – 2008. – 4 янв. – С. 1.

Орлова В. Празднование Рождества в Ирбите // Ирбитская жизнь. – 2000. – 13 янв. – С. 1-2.

Фирсова С.  С Рождеством! // Ирбитская жизнь. – 2007. – 3 янв. – С. 3.

 

Бабиновская дорога

Первоначальный путь завоевателей Сибири, а вслед за ними русских насельников, служилых людей и купцов лежал через Северный Урал. Государева дорога в Сибирь, начинаясь в Москве, шла на Ярославль, Тотьму, Устюг Великий, Кай-город и Соликамск…

 

 

Воровские тайники, ходы и подвалы

Первые строения Ирбита появились в 1631 году. Как и все поселения того време­ни в Зауралье, Ирбитская слобода тоже выг­лядела укреплением. Не слишком грозны были ее рвы и валы для врага, а деревян­ные стены можно было легко сжечь. Но ка­ково бы ни было укрепление, по фортифика­ционным канонам того времени оно должно было иметь подземные сооружения оборон­ного назначения…
 
 
 

Встречи с Гагариным

12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Миллионы людей хотели своими глазами увидеть легендарного космонавта. Ирбитчанину Анатолию Мефодьевичу Струину судьба подарила две незабываемые встречи с Гагариным…

 

 

Ирбитская железная дорога

Идея Урало-Сибирской железной дороги оформилась еще в се­редине XIX века. С 1861 года, с отменой в России крепостного права, в города хлынул поток свободных и дешевых рабочих рук. Промышленное развитие страны получило новый толчок. Особенно сильно начина­ет развиваться…

 

 

Ирбитский экспонат в американском музее

В хранилищах Национального почтового музея при Смитсоновском институте в Вашингтоне находятся тысячи редких марок со всего мира. Сре­ди них есть марки времен зарождения земской почтовой связи России, в том числе и Ирбитской. В 1871 году уездная управа представила зем­скому собранию доклад «Об учреждении земской почты в Ирбитском уезде с будущего 1872 года»…
 
 
 

УОЛЕ

Ирбитчане в Уральском обществе любителей естествознания

УОЛЕ – одна из крупнейших научно-краеведческих общественных организаций Российской империи и СССР. Образование УОЛЕ именно в 1870 г. стало крупным событием в области культуры и науки для Уральского края и России. 29 декабря 1870 года, в ак­товом зале екатеринбургской мужской гимназии состоялось первое общее собрание уче­ных Урала, положившее нача­ло обществу…
 
 
 

История появления кирпича в архитектуре Ирбита

Осо­бое внимание Петра I  к вопросу каменного строительства на Урале и в Сибири уже в конце XVII века прослеживается в указах, направленных в 1696-1697 гг. воеводам сибирских городов об обязательном строительстве казённых зданий из кирпича. Несмотря на прямые указания из столицы и призывы выдающегося горного деятеля, одного из основателей Екатеринбурга Василия Ники­тича Татищева, камен­ные здания в Ирбите появляются лишь в середине…
 
 
 

Мамонты в Ирбите

Нет, вы не думайте, что они явились в город из близлежащего леса, как рысь в 1963 году. Дело было так… В тот год пенсионер Александр Александрович Ку­зьминых начал возводить домик по улице Семилетки, 40, в новом тогда поселке имени Гагарина, что за реч­кой Грязнушкой. Место ему отвели на косогоре, откуда открывался хороший вид на лесистые Бугры и на до­лину неширокой речки, которая протекала…
 
 
 

Парк 40-летия комсомола

28 октября 1958 года исполнилось 40 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи и местные комсомольцы решили увековечить эту дату, посадив новый парк. Долго раздумывать

 

 

Пушкарёва гора

Выражение «Пушкарёва гора» вошло в лексикон ирбитчан с середины XIX века. Понятие «гора» в Ирбите, раскинув­шемся в равнинном Зауралье, звучит несколько условно. Действительно, небольшую плоскую возвышенность на южной окраине, приподнятую…

 

 

Самолеты над городом

Первое упоминание об авиации в Ирбите относится к 1913 году, когда по всему городу проводился кружечный сбор добровольных пожертвований на усиление военного воздушного флота. Собрано было 1045 рублей три копейки.Впервые шасси самолета коснулось ирбитской земли в 1934 году, в День авиации 18 августа. Это был агитрейс для сбора средств на авиазвено имени Челюскинцев…
 
 
 

Старый парк

Старый парк, именовавшийся раньше городским обществен­ным садом, был заложен в 1874 году уезд­ным исправником Николаем Ми­хайловичем Пейкером, статским советником, владелецьцем конного за­вода, первым агрономом Ирбитского уезда, основателем городского сада и ипподрома…

 

 

Тайна «Острова сокровищ»

Тайна «Острова сокровищ»

Невероятное происшествие случилось однажды с любознатель­ным сибирским купцом Акимом Седых, которому довелось как-то забрести на Ирбитской ярмарке в книжную лавку. Здесь на глаза ему попалась книга «Остров сокровищ» замечательного английского писателя Стивенсона. По сюжету произведения в 1684 году английский пират Уильям Дэмпир высадился на небольшом скалистом островке в Тихом океане, клочке…
 
 
 

Татарское побоище 1662 года

Осенью 1662 года «калмыцкие воинские люди», «воровские татара» и «воровские башкирцы», напав на Белослудскую слободу (волость), сожгли в ней все деревни дотла. Жителей всех побили, а иных в плен взяли, чтобы продать в рабство…

 
 

«Чудские городки» в Ирбите

Известный российский этнограф и фольклорист Н. Е. Ончуков записал на Урале в 1927 году легенду о чудском народе: «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные… Рассказывают, что в селах Белослудском, Зайково и Стриганском в…
 
 
 

«…К нему не зарастет народная тропа»

Александр Сергеевич Пушкин! Это имя дорого ирбитчанам разных поколений. Так, в 1837 году ирбитский городской голова А. Д. Маслов, сознавая важность знакомства учащихся с творчеством великого по­эта, пожертвовал в пользу уездного училища 35 рублей на выписку полного собра­ния сочинений А. С. Пушки­на. В 1861 году на сооруже­ние памятника Александру Сергеевичу в Царском Селе преподаватели…