В начале XX века для многих жителей города рождественские дни были, прежде всего, днями милосердия и благотворительности. Не оставались без внимания богадельня, детское убежище, приюты, арестанты тюремного замка, нищие, больные, убогие. Пополнялись счета общества вспомоществования нуждающимся учащимся города, попечительского общества о бедных. Благотворители зачастую старались оставаться неизвестными. Бывшая воспитанница детского приюта Г. И. Нежданова вспоминала, что в день Рождества Христова с раннего утра у приютских ворот раздавался звон бубенчиков. Это подъезжали повозки, покрытые заснеженными рогожками. Возницы заносили для ребят корзины со свежей стряпней и подарками от купцов Казанцевых, Д. В. Зязина и других.
Газета «Ирбитская жизнь» от 25 декабря 1914 года сообщала, что в Ирбитской мужской гимназии состоялся духовно-патриотический концерт, который дал чистого сбору 300 рублей. Часть заработанных средств направлена на обустройство педагогического госпиталя в Уфе, другая — передана Ирбитскому Дамскому Комитету — благотворительной организации, оказывающей помощь раненым и инвалидам первой мировой войны. Гимназисты VIII выпускного класса подали ходатайство с просьбой держать выпускные экзамены в январе, чтобы была возможность сразу же поступить в военное училище, так как над Родиной нависла опасность. В списке пожертвователей для армии — ученицы Ирбитской женской гимназии (сшили белье), учащиеся Черновской церковно-приходской школы, Дягилевского училища (собрали денежные средства, теплые вещи, чай, сахар). В городе нашло понимание обращение состоящего под Высочайшим покровительством Его Императорского Величества Романовского комитета с просьбой оказать помощь по сбору средств для обучения и воспитания детей-сирот, отцы которых погибли ни фронте. Несмотря на трудное военное время, городская управа порадовала жителей, выписав книг в общественную библиотеку на сумму более 1000 рублей.
В храмах Ирбита шли праздничные богослужения. В главном Богоявленском соборе 24 декабря, в сочельник состоялась Литургия Святого Василия Великого.
25 декабря, в Рождество Христово в Свято-Троицкой кладбищенской церкви в 6 часов утра прошла Литургия и Всенощное бдение и чтение Акафиста перед иконой Божьей Матери «Святое семейство».
А как же проходил праздник в домах ирбитчан? Из воспоминаний купеческого сына В. В. Мясникова, 1901 года рождения: «Еще ранним утром сквозь сон слышишь, как из прихожей доносится звонкое пение славельшиков, ходящих по домам со звездою. На дворе еще темно, а славельщики уже снуют по улицам города, бегая из дома в дом. Сам я не бегал по улицам, а ходил славить только к родителям и крестной, за что получал от них по серебряному целковому, которые ложил в свою копилку. Отец заранее приготовлял для славельщиков целую коробку медных монет, а я раздавал, наделяя всех поровну пятачками или трехкопеечными. Получив пятачки, ребята опускали их в специально сшитые мешочки и бежали в следующий дом. Приходили поздравлять и взрослые из простого люда, имевшие какое-либо отношение к нашему дому. Им старший брат выносил в прихожую по целому стакану водки с большим бутербродом на закуску. Поздравив с праздником и крякнув от предстоящего удовольствия, они в один миг опоражнивали стакан, и, вытерев рожи концом рукава, принимались за бутерброд.
Прислуге к празднику обычно дарили отрезы мануфактуры. Приезжающих знакомых отец встречал в зале, где был накрыт большой стол с закусками и винами. Чего только не было на этом праздничном столе! По бокам возвышались окорока. На больших блюдах подавались жареный гусь и поросенок, копченая рыба. На тарелках стояли банки с сардинами и шпротами, зернистой и кетовой икрой. За этими закусками стоял строй хрустальных рюмочек и стаканчиков. Все это замыкала батарея винных бутылок разных фирм и названий. Тут были и коньяк, и херес, и мадера, и портвейн, и рябиновая, а в середине стола стоял пузатенький графинчик с водкой. Отец любил угощать гостей, но сам никогда вина не пил».
Конечно, в семьях ирбитских мещан и крестьян Ирбитского уезда не было такого обилия вин и закусок, но, тем не менее, все радовались празднику. С нетерпением детвора ждала елку, которую ежегодно устраивала городская управа. К каменному двухэтажному зданию управы спешили ребятишки со всего города. В назначенный час дверь открывалась, и под звуки рояля, дети в сопровождении Деда Мороза и Снегурочки входили в зал. Поражала всех залитая огнями свечей, увитая гирляндами бус, украшенная игрушками, громадная елка. На ветках качались серебряные хлопушки, орехи, рыбки, звери, птицы, изготовленные из ваты, картона, стекла. Начинались веселые хороводы, аттракционы, концерты. Заканчивался вечер раздачей подарочных кулечков.
В святочные дни в домах ирбитчан устраивались семейные вечера. Нанимались гармонисты. Из числа родни и знакомых приглашались гости. В ожидании ряженых, щелкая орехи, занимались разговорами. Молодежь танцевала, играла. Старички, предварительно «пропустив за галстук», удалялись в кабинет хозяина играть в карты.
Вспоминает В. В. Мясников: «Ряженые разъезжали всю ночь по улицам города на лошадях, запряженных в кошевки и розвальни. Подобно бабочкам, устремлялись они к ярко освещенным подъездам. С гамом, шумом врывались в дома. И под рев и визг гармошки начинали кружить по залу. Поток маскированных постоянно менялся. Вот группа «украинцев» в расшитых белых рубахах и широченных шароварах лихо отплясывает гопака, а уже на ее месте танцуют цыганки, бренча монистами… Их сменяют новые группы ряженых: тут и арлекины, и паяцы, и домино, и Пьеро с Мальвиной. Смешавшись с гостями, они лихо отплясывают краковяк, только пол трясется, да мигают керосиновые лампы.
А вот вваливается в зал, гуторя и куролеся, сермяжная Русь — ватага мужиков. На головах парики с космами нечесаных волос. Длинные большие бороды разных оттенков: рыжие, черные, седые. На плечах длинные холщовые рубахи, выпущенные поверх серых штанов из мешковины. Рубахи повязаны тесемками, на которых болтаются сундучные ключи и пара деревянных ложек. На ногах лапти с белыми обмотками. Идут по залу, смешат народ, бросая острые словечки направо и налево. Усаживались на полу в кружочек и под треньканье балалайки и щелканье деревянных ложек начинали свои песни, высмеивая злободневные темы тогдашних дней:
«Парни с девушкам любились,
По любви всегда женились.
Наслажда-а-алися,
Наслажда-а-алися.
Нынче с девушкой любой,
Разговор совсем другой.
Коль богат, то будешь мой
Не богат – ступай домой».
Особенно доставалось тещам, мелкому торговому люду».
Памятными для молодежи тех лет были маскарады, проводимые в городском драматическом театре. Афиши заранее расклеивались по городу. Для танцев освобождался зрительный зал, на сцене располагался духовой оркестр, в фойе работали буфеты. К входному билету выдавалась контрамарка. Театр наполнялся нарядной публикой и веселыми, задорными масками. Бал открывался вальсом. На головы и плечи танцующих сыпались брызги цветных конфетти и путаница серпантиновых лент. Было много загадочных и злободневных масок. Понравившимся публика отдавала контрамарки. Ровно в полночь жюри вручало призы маскам, набравшим большее количество контрамарок.
Сказочные рождественские дни проходили быстро, весело и интересно, оставляя приятные воспоминания на всю жизнь.
Список литературы:
Абрамовская О. Пришло рождество – открываем торжество // Ирбитская жизнь. – 2008. – 4 янв. – С. 1.
Орлова В. Празднование Рождества в Ирбите // Ирбитская жизнь. – 2000. – 13 янв. – С. 1-2.
Фирсова С. С Рождеством! // Ирбитская жизнь. – 2007. – 3 янв. – С. 3.
Это имя дорого ирбитчанам разных поколений! В Ирбите, к примеру, ещё в 1861 году преподаватели и смотрители уездного училища собрали семь рублей на сооружение памятника А.С. Пушкину в Царском Селе.
Выдающийся русский исследователь Сибири XVII века, архитектор и картограф, авторству которого принадлежат подробные атласы и карты региона. На ремезовских картах отмечена и Ирбитская слобода наряду с другими знакомыми топонимами: Белослуцка, Соколова, Рудна, Трубина, Чащина, Ощепкова, Чувашева, Бердюгина.
Ещё до революции, в 1915 году, Н. Я. Данько пришла на Петроградский фарфоровый завод. Спустя четыре года она возглавила скульптурную мастерскую предприятия.
Отважного землепроходца и мореплавателя XVII века Семена Ивановича Дежнёва у нас в стране знает каждый со школьной скамьи. Жизнь этого замечательного человека – яркая героическая страница в истории русских…
Петр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, среди которых известнейшие балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро»…
Известный российский писатель Александр Грин подарил читательскому миру множество различных произведений, самые волшебные из них — книги о мечте — «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Писатель создал свой особый мир, который критик Корнелий Зелинский назвал «Гринландией», и населил особыми людьми…
Всматриваясь в старые снимки, невольно представляется образ темной, душной, наполненной химическими запахами комнаты с мерцающим огоньком красного фонаря. В таких фотолабораториях проводили многие часы своей жизни…