В начале XX века для многих жителей города рождественские дни были, прежде всего, днями милосердия и благотворительности. Не оставались без внимания богадельня, детское убежище, приюты, арестанты тюремного замка, нищие, больные, убогие. Пополнялись счета общества вспомоществования нуждающимся учащимся города, попечительского общества о бедных. Благотворители зачастую старались оставаться неизвестными. Бывшая воспитанница детского приюта Г. И. Нежданова вспоминала, что в день Рождества Христова с раннего утра у приютских ворот раздавался звон бубенчиков. Это подъезжали повозки, покрытые заснеженными рогожками. Возницы заносили для ребят корзины со свежей стряпней и подарками от купцов Казанцевых, Д. В. Зязина и других.
Газета «Ирбитская жизнь» от 25 декабря 1914 года сообщала, что в Ирбитской мужской гимназии состоялся духовно-патриотический концерт, который дал чистого сбору 300 рублей. Часть заработанных средств направлена на обустройство педагогического госпиталя в Уфе, другая — передана Ирбитскому Дамскому Комитету — благотворительной организации, оказывающей помощь раненым и инвалидам первой мировой войны. Гимназисты VIII выпускного класса подали ходатайство с просьбой держать выпускные экзамены в январе, чтобы была возможность сразу же поступить в военное училище, так как над Родиной нависла опасность. В списке пожертвователей для армии — ученицы Ирбитской женской гимназии (сшили белье), учащиеся Черновской церковно-приходской школы, Дягилевского училища (собрали денежные средства, теплые вещи, чай, сахар). В городе нашло понимание обращение состоящего под Высочайшим покровительством Его Императорского Величества Романовского комитета с просьбой оказать помощь по сбору средств для обучения и воспитания детей-сирот, отцы которых погибли ни фронте. Несмотря на трудное военное время, городская управа порадовала жителей, выписав книг в общественную библиотеку на сумму более 1000 рублей.
В храмах Ирбита шли праздничные богослужения. В главном Богоявленском соборе 24 декабря, в сочельник состоялась Литургия Святого Василия Великого.
25 декабря, в Рождество Христово в Свято-Троицкой кладбищенской церкви в 6 часов утра прошла Литургия и Всенощное бдение и чтение Акафиста перед иконой Божьей Матери «Святое семейство».
А как же проходил праздник в домах ирбитчан? Из воспоминаний купеческого сына В. В. Мясникова, 1901 года рождения: «Еще ранним утром сквозь сон слышишь, как из прихожей доносится звонкое пение славельшиков, ходящих по домам со звездою. На дворе еще темно, а славельщики уже снуют по улицам города, бегая из дома в дом. Сам я не бегал по улицам, а ходил славить только к родителям и крестной, за что получал от них по серебряному целковому, которые ложил в свою копилку. Отец заранее приготовлял для славельщиков целую коробку медных монет, а я раздавал, наделяя всех поровну пятачками или трехкопеечными. Получив пятачки, ребята опускали их в специально сшитые мешочки и бежали в следующий дом. Приходили поздравлять и взрослые из простого люда, имевшие какое-либо отношение к нашему дому. Им старший брат выносил в прихожую по целому стакану водки с большим бутербродом на закуску. Поздравив с праздником и крякнув от предстоящего удовольствия, они в один миг опоражнивали стакан, и, вытерев рожи концом рукава, принимались за бутерброд.
Прислуге к празднику обычно дарили отрезы мануфактуры. Приезжающих знакомых отец встречал в зале, где был накрыт большой стол с закусками и винами. Чего только не было на этом праздничном столе! По бокам возвышались окорока. На больших блюдах подавались жареный гусь и поросенок, копченая рыба. На тарелках стояли банки с сардинами и шпротами, зернистой и кетовой икрой. За этими закусками стоял строй хрустальных рюмочек и стаканчиков. Все это замыкала батарея винных бутылок разных фирм и названий. Тут были и коньяк, и херес, и мадера, и портвейн, и рябиновая, а в середине стола стоял пузатенький графинчик с водкой. Отец любил угощать гостей, но сам никогда вина не пил».
Конечно, в семьях ирбитских мещан и крестьян Ирбитского уезда не было такого обилия вин и закусок, но, тем не менее, все радовались празднику. С нетерпением детвора ждала елку, которую ежегодно устраивала городская управа. К каменному двухэтажному зданию управы спешили ребятишки со всего города. В назначенный час дверь открывалась, и под звуки рояля, дети в сопровождении Деда Мороза и Снегурочки входили в зал. Поражала всех залитая огнями свечей, увитая гирляндами бус, украшенная игрушками, громадная елка. На ветках качались серебряные хлопушки, орехи, рыбки, звери, птицы, изготовленные из ваты, картона, стекла. Начинались веселые хороводы, аттракционы, концерты. Заканчивался вечер раздачей подарочных кулечков.
В святочные дни в домах ирбитчан устраивались семейные вечера. Нанимались гармонисты. Из числа родни и знакомых приглашались гости. В ожидании ряженых, щелкая орехи, занимались разговорами. Молодежь танцевала, играла. Старички, предварительно «пропустив за галстук», удалялись в кабинет хозяина играть в карты.
Вспоминает В. В. Мясников: «Ряженые разъезжали всю ночь по улицам города на лошадях, запряженных в кошевки и розвальни. Подобно бабочкам, устремлялись они к ярко освещенным подъездам. С гамом, шумом врывались в дома. И под рев и визг гармошки начинали кружить по залу. Поток маскированных постоянно менялся. Вот группа «украинцев» в расшитых белых рубахах и широченных шароварах лихо отплясывает гопака, а уже на ее месте танцуют цыганки, бренча монистами… Их сменяют новые группы ряженых: тут и арлекины, и паяцы, и домино, и Пьеро с Мальвиной. Смешавшись с гостями, они лихо отплясывают краковяк, только пол трясется, да мигают керосиновые лампы.
А вот вваливается в зал, гуторя и куролеся, сермяжная Русь — ватага мужиков. На головах парики с космами нечесаных волос. Длинные большие бороды разных оттенков: рыжие, черные, седые. На плечах длинные холщовые рубахи, выпущенные поверх серых штанов из мешковины. Рубахи повязаны тесемками, на которых болтаются сундучные ключи и пара деревянных ложек. На ногах лапти с белыми обмотками. Идут по залу, смешат народ, бросая острые словечки направо и налево. Усаживались на полу в кружочек и под треньканье балалайки и щелканье деревянных ложек начинали свои песни, высмеивая злободневные темы тогдашних дней:
«Парни с девушкам любились,
По любви всегда женились.
Наслажда-а-алися,
Наслажда-а-алися.
Нынче с девушкой любой,
Разговор совсем другой.
Коль богат, то будешь мой
Не богат – ступай домой».
Особенно доставалось тещам, мелкому торговому люду».
Памятными для молодежи тех лет были маскарады, проводимые в городском драматическом театре. Афиши заранее расклеивались по городу. Для танцев освобождался зрительный зал, на сцене располагался духовой оркестр, в фойе работали буфеты. К входному билету выдавалась контрамарка. Театр наполнялся нарядной публикой и веселыми, задорными масками. Бал открывался вальсом. На головы и плечи танцующих сыпались брызги цветных конфетти и путаница серпантиновых лент. Было много загадочных и злободневных масок. Понравившимся публика отдавала контрамарки. Ровно в полночь жюри вручало призы маскам, набравшим большее количество контрамарок.
Сказочные рождественские дни проходили быстро, весело и интересно, оставляя приятные воспоминания на всю жизнь.
Список литературы:
Абрамовская О. Пришло рождество – открываем торжество // Ирбитская жизнь. – 2008. – 4 янв. – С. 1.
Орлова В. Празднование Рождества в Ирбите // Ирбитская жизнь. – 2000. – 13 янв. – С. 1-2.
Фирсова С. С Рождеством! // Ирбитская жизнь. – 2007. – 3 янв. – С. 3.
Первоначальный путь завоевателей Сибири, а вслед за ними русских насельников, служилых людей и купцов лежал через Северный Урал. Государева дорога в Сибирь, начинаясь в Москве, шла на Ярославль, Тотьму, Устюг Великий, Кай-город и Соликамск…
12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Миллионы людей хотели своими глазами увидеть легендарного космонавта. Ирбитчанину Анатолию Мефодьевичу Струину судьба подарила две незабываемые встречи с Гагариным…
Идея Урало-Сибирской железной дороги оформилась еще в середине XIX века. С 1861 года, с отменой в России крепостного права, в города хлынул поток свободных и дешевых рабочих рук. Промышленное развитие страны получило новый толчок. Особенно сильно начинает развиваться…
Веревочное производство в бывшем Ирбитском уезде возникло в конце первой половины прошлого столетия (ХIХ века). Пионером этого промысла был крестьянин Нижегородской губернии Козьма Михайлов Феофанов, который изучив это дело на своей родине, применил свои знания на новом своем местожительстве в д. Осинцевой Скородумской волости…
28 октября 1958 года исполнилось 40 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи и местные комсомольцы решили увековечить эту дату, посадив новый парк. Долго раздумывать
Выражение «Пушкарёва гора» вошло в лексикон ирбитчан с середины XIX века. Понятие «гора» в Ирбите, раскинувшемся в равнинном Зауралье, звучит несколько условно. Действительно, небольшую плоскую возвышенность на южной окраине, приподнятую…
Старый парк, именовавшийся раньше городским общественным садом, был заложен в 1874 году уездным исправником Николаем Михайловичем Пейкером, статским советником, владелецьцем конного завода, первым агрономом Ирбитского уезда, основателем городского сада и ипподрома…
Осенью 1662 года «калмыцкие воинские люди», «воровские татара» и «воровские башкирцы», напав на Белослудскую слободу (волость), сожгли в ней все деревни дотла. Жителей всех побили, а иных в плен взяли, чтобы продать в рабство…