Первое упоминание об авиации в Ирбите относится к 1913 году, когда по всему городу проводился кружечный сбор добровольных пожертвований на усиление военного воздушного флота. Собрано было 1045 рублей три копейки.
Впервые шасси самолета коснулось ирбитской земли в 1934 году, в День авиации 18 августа. Это был агитрейс для сбора средств на авиазвено имени Челюскинцев. «Премией» за успешный ход сельскохозяйственных работ был прилет и посадка самолета на поле шмаковского колхоза «Красный борец». А в Свердловск на праздник Дня авиации слетала колхозница Евгения Ту-пицына, ударница, собравшая больше всех денег на самолет «Ирбитский колхозник».
Тогда же ирбитчане увидели дирижабль ВР-6, совершавший тренировочный полет над многими районами Урала.
В июне 1935 года в Ирбит прилетел самолет, на крыльях которого виднелись слова «Ирбитский колхозник». Этот самолет из звена имени Челюскинцев был построен на средства трудящихся Ирбитского района. Большая колонна делегатов съезда колхозников-ударников под марш духового оркестра из здания городского театра, где проходил съезд, направилась на загородный луг, куда села рукотворная птица. В этот день знатные люди района впервые в жизни совершали полет над Ирбитом. Среди них лучший комбайнер района А. А. Бурундуков. В предвоенные годы он убирал до 500 и более гектаров зерновых.
В том же тридцать пятом году в Ирбите был построен первый ангар и оборудована взлетно-посадочная полоса для небольших самолетов. Но самолеты в то время посещали Ирбит нечасто. В период Великой Отечественной войны воздушное сообщение с нашим городом оживилось. Самолеты прилетали за важным военным грузом и даже за картошкой для рабочих Нижнего Тагила.
После войны стали регулярными полеты пассажирских самолетов. В деревянном доме аэропорта разместились радиостанция, касса и квартира обслуживающего персонала.
Ирбитский аэропорт был одним из самых низинных в области, затоплялся весенними водами, поэтому позднее других восстанавливался весной, но размокал после обильных летних дождей.
Самолеты «У-2», «Ан-2» ежедневно делали до десяти рейсов. Из Ирбита можно было улететь в Байкалово, Слободу Туринскую, Туринск, Артёмовский, Алапаевск, Тавду. Самолеты перевозили в год по десять тысяч пассажиров. В 1974 году в Ирбит было доставлено 700 тонн грузов, вывезена 21 тысяча тонн. В последующие годы поток пассажиров и грузов увеличивался. Аэропорт принимал и патрульные самолеты лесной охраны, а также самолеты специального применения — помощников земледельцев.
Ежедневно, кроме понедельника, Ирбит получал по воздуху 700-800 килограммов газет — больше, чем любой из «малых» аэропортов нашей области! Вот какой читающий был в тот период наш город и район!
Проводились и «небесные экскурсии» над Ирбитом. В один из воскресных дней триста жителей города и района, в основном школьники, увидели родные места с высоты птичьего полета.
В 80-е годы XX века в незатопляемой зоне за рекой Ницой начиналось строительство большого аэродрома, однако с началом «перестройки» оно затихло.
Список литературы:
Герштейн Я. Л. Самолёты над городом // Край наш ирбитский : краеведческие очерки / Я. Л. Герштейн. – Екатеринбург, 1997. – С. 104-106.
Первоначальный путь завоевателей Сибири, а вслед за ними русских насельников, служилых людей и купцов лежал через Северный Урал. Государева дорога в Сибирь, начинаясь в Москве, шла на Ярославль, Тотьму, Устюг Великий, Кай-город и Соликамск…
12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Миллионы людей хотели своими глазами увидеть легендарного космонавта. Ирбитчанину Анатолию Мефодьевичу Струину судьба подарила две незабываемые встречи с Гагариным…
Идея Урало-Сибирской железной дороги оформилась еще в середине XIX века. С 1861 года, с отменой в России крепостного права, в города хлынул поток свободных и дешевых рабочих рук. Промышленное развитие страны получило новый толчок. Особенно сильно начинает развиваться…
Веревочное производство в бывшем Ирбитском уезде возникло в конце первой половины прошлого столетия (ХIХ века). Пионером этого промысла был крестьянин Нижегородской губернии Козьма Михайлов Феофанов, который изучив это дело на своей родине, применил свои знания на новом своем местожительстве в д. Осинцевой Скородумской волости…
28 октября 1958 года исполнилось 40 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи и местные комсомольцы решили увековечить эту дату, посадив новый парк. Долго раздумывать
В начале XX века для многих жителей города рождественские дни были, прежде всего, днями милосердия и благотворительности. Не оставались без внимания богадельня, детское убежище, приюты, арестанты тюремного замка, нищие, больные, убогие. Пополнялись счета общества вспомоществования нуждающимся учащимся города…
Выражение «Пушкарёва гора» вошло в лексикон ирбитчан с середины XIX века. Понятие «гора» в Ирбите, раскинувшемся в равнинном Зауралье, звучит несколько условно. Действительно, небольшую плоскую возвышенность на южной окраине, приподнятую…
Старый парк, именовавшийся раньше городским общественным садом, был заложен в 1874 году уездным исправником Николаем Михайловичем Пейкером, статским советником, владелецьцем конного завода, первым агрономом Ирбитского уезда, основателем городского сада и ипподрома…
Осенью 1662 года «калмыцкие воинские люди», «воровские татара» и «воровские башкирцы», напав на Белослудскую слободу (волость), сожгли в ней все деревни дотла. Жителей всех побили, а иных в плен взяли, чтобы продать в рабство…