Первое упоминание об авиации в Ирбите относится к 1913 году, когда по всему городу проводился кружечный сбор добровольных пожертвований на усиление военного воздушного флота. Собрано было 1045 рублей три копейки.
Впервые шасси самолета коснулось ирбитской земли в 1934 году, в День авиации 18 августа. Это был агитрейс для сбора средств на авиазвено имени Челюскинцев. «Премией» за успешный ход сельскохозяйственных работ был прилет и посадка самолета на поле шмаковского колхоза «Красный борец». А в Свердловск на праздник Дня авиации слетала колхозница Евгения Ту-пицына, ударница, собравшая больше всех денег на самолет «Ирбитский колхозник».
Тогда же ирбитчане увидели дирижабль ВР-6, совершавший тренировочный полет над многими районами Урала.
В июне 1935 года в Ирбит прилетел самолет, на крыльях которого виднелись слова «Ирбитский колхозник». Этот самолет из звена имени Челюскинцев был построен на средства трудящихся Ирбитского района. Большая колонна делегатов съезда колхозников-ударников под марш духового оркестра из здания городского театра, где проходил съезд, направилась на загородный луг, куда села рукотворная птица. В этот день знатные люди района впервые в жизни совершали полет над Ирбитом. Среди них лучший комбайнер района А. А. Бурундуков. В предвоенные годы он убирал до 500 и более гектаров зерновых.
В том же тридцать пятом году в Ирбите был построен первый ангар и оборудована взлетно-посадочная полоса для небольших самолетов. Но самолеты в то время посещали Ирбит нечасто. В период Великой Отечественной войны воздушное сообщение с нашим городом оживилось. Самолеты прилетали за важным военным грузом и даже за картошкой для рабочих Нижнего Тагила.
После войны стали регулярными полеты пассажирских самолетов. В деревянном доме аэропорта разместились радиостанция, касса и квартира обслуживающего персонала.
Ирбитский аэропорт был одним из самых низинных в области, затоплялся весенними водами, поэтому позднее других восстанавливался весной, но размокал после обильных летних дождей.
Самолеты «У-2», «Ан-2» ежедневно делали до десяти рейсов. Из Ирбита можно было улететь в Байкалово, Слободу Туринскую, Туринск, Артёмовский, Алапаевск, Тавду. Самолеты перевозили в год по десять тысяч пассажиров. В 1974 году в Ирбит было доставлено 700 тонн грузов, вывезена 21 тысяча тонн. В последующие годы поток пассажиров и грузов увеличивался. Аэропорт принимал и патрульные самолеты лесной охраны, а также самолеты специального применения — помощников земледельцев.
Ежедневно, кроме понедельника, Ирбит получал по воздуху 700-800 килограммов газет — больше, чем любой из «малых» аэропортов нашей области! Вот какой читающий был в тот период наш город и район!
Проводились и «небесные экскурсии» над Ирбитом. В один из воскресных дней триста жителей города и района, в основном школьники, увидели родные места с высоты птичьего полета.
В 80-е годы XX века в незатопляемой зоне за рекой Ницой начиналось строительство большого аэродрома, однако с началом «перестройки» оно затихло.
Список литературы:
Герштейн Я. Л. Самолёты над городом // Край наш ирбитский : краеведческие очерки / Я. Л. Герштейн. – Екатеринбург, 1997. – С. 104-106.
Первоначальный путь завоевателей Сибири, а вслед за ними русских насельников, служилых людей и купцов лежал через Северный Урал. Государева дорога в Сибирь, начинаясь в Москве, шла на Ярославль, Тотьму, Устюг Великий, Кай-город и Соликамск…
12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Миллионы людей хотели своими глазами увидеть легендарного космонавта. Ирбитчанину Анатолию Мефодьевичу Струину судьба подарила две незабываемые встречи с Гагариным…
Идея Урало-Сибирской железной дороги оформилась еще в середине XIX века. С 1861 года, с отменой в России крепостного права, в города хлынул поток свободных и дешевых рабочих рук. Промышленное развитие страны получило новый толчок. Особенно сильно начинает развиваться…
28 октября 1958 года исполнилось 40 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи и местные комсомольцы решили увековечить эту дату, посадив новый парк. Долго раздумывать
В начале XX века для многих жителей города рождественские дни были, прежде всего, днями милосердия и благотворительности. Не оставались без внимания богадельня, детское убежище, приюты, арестанты тюремного замка, нищие, больные, убогие. Пополнялись счета общества вспомоществования нуждающимся учащимся города…
Выражение «Пушкарёва гора» вошло в лексикон ирбитчан с середины XIX века. Понятие «гора» в Ирбите, раскинувшемся в равнинном Зауралье, звучит несколько условно. Действительно, небольшую плоскую возвышенность на южной окраине, приподнятую…
Старый парк, именовавшийся раньше городским общественным садом, был заложен в 1874 году уездным исправником Николаем Михайловичем Пейкером, статским советником, владелецьцем конного завода, первым агрономом Ирбитского уезда, основателем городского сада и ипподрома…
Осенью 1662 года «калмыцкие воинские люди», «воровские татара» и «воровские башкирцы», напав на Белослудскую слободу (волость), сожгли в ней все деревни дотла. Жителей всех побили, а иных в плен взяли, чтобы продать в рабство…