Старый парк, именовавшийся раньше городским общественным садом, был заложен уездным исправником Николаем Михайловичем Пейкером в 1874 году. Н. М. Пейкер — статский советник, владелец конного завода, первый агроном Ирбитского уезда, основатель городского сада и ипподрома. Садовод, заложивший возле своего дома первый в Ирбите фруктовый сад и цветник (дом этот находился по улице Урицкого и сгорел в 1932 году).
В парк культуры и отдыха городской сад переименован в 1937 году, о чем имеется соответствующее постановление Ирбитского горсовета.
В годы Великой Отечественной войны парк продолжал работать, там проходили показы кинофильмов, спектаклей, концерты, лекции, работали аттракционы.
В послевоенное время в парке проводились концерты, ставились спектакли, работали аттракционы, бильярдная, детская площадка, фонтан, лодочная станция.
Из воспоминаний Лидии Шмулевич: «В субботний вечер и в воскресенье в старом парке было особенно весело, шумно и многолюдно. Гремела музыка духового оркестра, приглашая танцевать. Мы предъявляли билетики, поднимались по ступенькам и оказывались на большой, круглой, ярко освещенной танцевальной площадке. Звучали «Амурские волны», «Севастопольский вальс», «На сопках Манчжурии» и другие вальсы. Танцевали также вальс-бостон, танго, фокстрот. Кружились пары. Девушки с модной прической «бабетта» и в юбках-колоколах, на юношах — широкие брюки и рубашки с отложным воротничком. Но в моду уже входили клетчатые рубашки-ковбойки и узкие брюки. А духовой оркестр заменил ВИА /вокально-инструментальный ансамбль.
Ирбитчане гуляли по дорожкам, уединялись в беседках, шли кататься на лодочную станцию или на концерт. Любители потанцевать оставались до самого закрытия парка. Вот уже дают световой сигнал, но молодежь не спешит. Вот и музыка умолкла, но люди неохотно покидают танцплощадку. И только когда погаснет свет в парке, расходятся. Спотыкаясь в темноте и хохоча, ищут выход и устремляются на улицу.
А как много проходило различных концертов в парке! В хорошую погоду — на летней эстраде, в дождливую — в закрытом зале. Шли смотры художественной самодеятельности трудовых коллективов и учебных заведений, концерты самодеятельных и профессиональных артистов. Выступали местные таланты и заезжие гастролеры: певцы, чтецы, танцоры-чечеточники, циркачи, гипнотизеры. Концерты проходили с участием известных и неизвестных конферансье. Гостями парка были также писатели, поэты, музыканты, лекторы.
Городской парк культуры и отдыха был островком притяжения для ирбитчан. И не только потому, что в нем била светлым, освежающим ключом богатая культурная жизнь. Была особая атмосфера, которую создавал общий вид парка. Там работал талантливый человек, энтузиаст и знаток своего дела, больше того — человек, влюбленный в свое дело. Он трудился с самоотдачей и творчески, создавая красоту для людей. Нам, детям, садовник казался волшебником-невидимкой, по мановению дирижерской палочки которого из земли появлялись пышные цветы и не исчезали до глубокой осени. Мы, конечно, знали фамилию садовника, она была, что называется, на слуху и знали ее от взрослых, которые пересказывали какие-то легенды об этом человеке. И только спустя годы, когда я некоторое время работала в городском архиве, от его сотрудников — директора Марии Владимировны Мальцевой и архивариуса Ксении Васильевны Родионовой, любительниц ирбитской старины, узнала некоторые факты из биографии Зубова, о котором эти славные женщины отзывались уважительно: «Василий Николаевич начал работать в Ирбите садовником еще задолго до революции. В годы гражданской войны смело отстоял парк, когда белые начали рубить деревья. В трудные годы городским властям было не до парка, и Зубов жил без работы и без зарплаты, семья кормилась огородом. Было тяжело, но Василий Николаевич не ходил по начальству, не махал кулаками, не требовал себе благ. Он был очень скромным и деликатным человеком. А какие красивые разводил цветы в парке! Сотни разных видов. Мы ходили в парк любоваться цветами и беседовать с садовником. С ним было интересно разговаривать. При нём в парке всегда был порядок».
Список литературы:
Зеленые уголки Ирбита / сост. Л. В. Кизерова. – Ирбит, 2012. — С. 42-44.
Старый парк / сост. Л. В. Кизерова. – Ирбит, 2009. – 79 с.
Субботина И. Зеленые островки Ирбита. – 2007. – 18 авг. – С. 3.
Первоначальный путь завоевателей Сибири, а вслед за ними русских насельников, служилых людей и купцов лежал через Северный Урал. Государева дорога в Сибирь, начинаясь в Москве, шла на Ярославль, Тотьму, Устюг Великий, Кай-город и Соликамск…
12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Миллионы людей хотели своими глазами увидеть легендарного космонавта. Ирбитчанину Анатолию Мефодьевичу Струину судьба подарила две незабываемые встречи с Гагариным…
Идея Урало-Сибирской железной дороги оформилась еще в середине XIX века. С 1861 года, с отменой в России крепостного права, в города хлынул поток свободных и дешевых рабочих рук. Промышленное развитие страны получило новый толчок. Особенно сильно начинает развиваться…
Веревочное производство в бывшем Ирбитском уезде возникло в конце первой половины прошлого столетия (ХIХ века). Пионером этого промысла был крестьянин Нижегородской губернии Козьма Михайлов Феофанов, который изучив это дело на своей родине, применил свои знания на новом своем местожительстве в д. Осинцевой Скородумской волости…
28 октября 1958 года исполнилось 40 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи и местные комсомольцы решили увековечить эту дату, посадив новый парк. Долго раздумывать
В начале XX века для многих жителей города рождественские дни были, прежде всего, днями милосердия и благотворительности. Не оставались без внимания богадельня, детское убежище, приюты, арестанты тюремного замка, нищие, больные, убогие. Пополнялись счета общества вспомоществования нуждающимся учащимся города…
Выражение «Пушкарёва гора» вошло в лексикон ирбитчан с середины XIX века. Понятие «гора» в Ирбите, раскинувшемся в равнинном Зауралье, звучит несколько условно. Действительно, небольшую плоскую возвышенность на южной окраине, приподнятую…
Осенью 1662 года «калмыцкие воинские люди», «воровские татара» и «воровские башкирцы», напав на Белослудскую слободу (волость), сожгли в ней все деревни дотла. Жителей всех побили, а иных в плен взяли, чтобы продать в рабство…