Транспорт

В 1948 году решением исполнительного комитета Ирбитского городского Совета депутатов трудящихся «Об установлении автобусного движения в городе Ирбите для перевозки пассажиров» № 35 от 9 января положено начало регулярному автобусному движению в городе Ирбите.

В РЕШЕНИИ СКАЗАНО:

«Обязать начальника автоколонны № 107 Молотилову в ближайшее время пустить в эксплуатацию один автобус для перевозки пассажиров внутри города». Установлен маршрут от вокзала до посёлка мотозавода с остановками: вокзал — швейная фабрика — театр — гостиница «Ница» (улица Карла Маркса) — городской отдел милиции — военкомат — посёлок мотозавода.

Рекомендовано автоколонне в местах остановок установить знаки «ОСТАНОВКА АВТОБУСА» и разместить в общественных местах для ознакомления населения объявления с маршрутом движения и остановках.

На первых порах в перевозках задействован только один автобус. В марте 1952 года исполнительный комитет принимает решение «Об организации регулярного автобусного маршрута по городу Ирбиту».

На этот раз организованы два маршрута, первый: швейная фабрика — универмаг (Пассаж) — посёлок мотозавода с 7.00 до 23.00; второй: универмаг-рынок-посёлок мотозавода с 9.40 до 20.45. А также введены типовые правила пользования автобусами на городских и трактовых маршрутах. К концу 1952 года на двух городских маршрутах курсировала уже четыре автобуса.

Это сейчас владельцы автотранспорта едут по асфальтированным дорогам, а в то время об этом нельзя было даже мечтать. Каково было состояние дорог, ирбитчане еще помнят. Подтверждение тому — сохранившиеся фотографии улиц города периода 1950-60-х годов. О проблемах с дорогами неоднократно писали на своих страницах ирбитские газеты «Коммунар» и «Восход». В частности, в газетной статье «За развитие автобусного движения в городе» 24 декабря 1952 года начальник автоколонны Н. Пилипенко, после слов о директивах ХIX съезда партии о развитии автомобильного транспорта в стране, писал: «Открыто автобусное движение и в нашем городе… Но работа автобусного парка ещё не отвечает возросшим потребностям ирбитчан. Автобусы имеют возможность курсировать по улицам города только в зимний период… Работа автобусов круглый год невозможна из-за неблагоустроенных дорог на основных магистралях нашего города. По этой причине Министерство автомобильного транспорта и Облавтотрест не выделяют для города красивые многоместные автобусы «ЗИС-155». Работники автобусного парка автоколонны № 107 имеют и другие затруднения в работе…». Среди трудностей автор статьи отмечает: на улицах Советской, Первомайской,

Красноармейской не имеется посадочных площадок и павильонов на остановках; отсутствует режим движения автотранспорта по улицам города, где в большом количестве движутся автомашины, мотоциклы, гужевой транспорт и пешеходы, что нарушает график работы автобусов.

Ещё хуже обстояло дело с маршрутами по району. Кроме ужасающего состояния дорог, трактовые маршруты в тот период не имели ни одного автобуса. Перевозка пассажиров осуществлялась обычным грузовиком ГАЗ-АА, позднее заменённого на ЗИС- 5, имевшем в кузове доски для сиденья. В распутицу конечной остановкой грузовика был Северный мост. В город пассажиры двигались пешком, а бензин к оставленной до вечера машине подвозили на гужевой повозке. Нечего и говорить, что такие поездки из-за холодов осуществлялись только с мая по ноябрь. Да и количество маршрутов было невелико: доехать на импровизированном «автобусе» можно было до Елани, Байкалово и Алапаевска.

И всё-таки положение с автобусным обслуживанием медленно, но всё же становилось лучше. Менялись марки курсирующих автобусов и направления маршрутов, год от года росло количество единиц транспорта. Постепенно благоустраивались остановки, улучшалось качество дорожного покрытия.

На сегодняшний день перевозка пассажиров осуществляется на семи городских и пригородных, а также двух сезонных маршрутах, по городу курсируют 14 автобусов, штат работников общественного транспорта составляет более 100 человек. Несмотря на увеличение количества личного транспорта граждан и маршрутных такси, автобусы по-прежнему остаются востребованным видом транспорта.

И. В. СУББОТИНА, главный архивист
ГКУСО «Государственный архив в городе Ирбите».

 

Источник :
Субботина И. В. Первый маршрут // Восход. – 22 сент. – 2018. – С. 3.