Ирбитский мотоциклетный завод

В  российском  журнале  «Мото» за 2011 год был опубликован материал  Алек­сандра Буланова, ныне директора Ирбитского государственного музея мотоциклов к 70-летию  Ирбитского мотоциклетного завода . Ряд страниц из богатой истории предприятия ранее не публиковался в открытой печати и, полагаем, будет интересен и нашим читателям… (Печатается в сокращении).

Шла Великая Отечествен­ная война. Двадцатого октября 1941 года в сто­лице ввели осадное положение, а 21 октября выходит постановление Со­вета по эвакуации при СНК СССР о пе­ремещении Московского мотозавода (ММЗ) в город Ирбит. Этот день при­нято считать днем рождения Ирбитского мотоциклетного завода.

Почему в Ирбит? Ведь гораздо про­ще было бы разместить его близ Транс­сибирской магистрали, нежели за 200 км в стороне от Свердловска. Ответ прост. К этому времени в Ирбите уже работал автоприцепный завод (АПЗ), относящийся также к народному ко­миссариату среднего машиностроения (НКСМ). Предполагалось, что времен­но эвакуированный ММЗ разместит­ся на свободных площадях АПЗ и бу­дет пользоваться его производствен­ной базой: кузницей, литейкой…

Но прибывшие 17 ноября 1941 года первые москвичи увидели, что про­мышленная площадка автоприцепно­го уже занята другими эвакуирован­ными предприятиями. Город смотрел на них, как на временных сожителей, и не очень-то стремился оказать по­мощь. Пример тому — конфликт го­родской власти и руководства ММЗ, связанный с передачей пивоваренно­го завода, расположенного на окраи­не, в падение москвичей. Построенный еще в XIX веке екатеринбургски­ми купцами братьями Злоказовыми, пивзавод успешно функционировал, несмотря на то, что германские войс­ка стояли уже под Москвой. Как же в то суровое время без пива и кваса? Только вмешательство Г. М. Маленкова, в то время секретаря ЦКВКП(б), члена Государственного комитета обороны, отвечавшего за оснащение Красной Армии новой боевой техни­кой, разрешило конфликт в пользу мотозавода.

M-72

Несмотря на неимоверные труд­ности, через три с половиной меся­ца, 25 февраля 1942 года, из Ирбита ушел первый эшелон с мотоциклами. Мартовский приказ HKCM №172 уза­конил строительство мотозавода в Ирбите.

Так из временщика мотозавод стал полноправным ирбитчанином. С го­дами рос выпуск мотоциклов, достиг­ший к 1993-му более 130 тысяч в год. По дорогам Россини всего мира коле­сит более трех миллионов мотоциклов ирбитского производства. Завод стал градообразующим предприятием, на­полняя городской бюджет до 70 про­центов. Половина (более 10 тысяч) экономически активного населения города работала на ИМЗ. Вырос совре­менный в то время поселок мотоциклостроителей.

История Ирбитского мотоциклет­ного завода началась с легендарного М-72 — эта машина выпускалась для Советской армии до середины 50-х го­дов, когда уже давно закончилась Вто­рая мировая война. 750-кубовый ниж­неклапанный оппозит мощнос­тью 22 л. с. разгонял мотоцикл с ко­ляской (а весила эта комбинация 385 кг) до скорости 85 км/ч.

В конце 40-х годов был создан трех­колесный тягач с прицепом на основе М-72. Общая грузоподъемность «мо­топоезда» — 800 кг: 200 размещалось на самом тягаче, а 600 — в прицепе; максимальная скорость — 50 км/ч. Грузовые мотоциклы служили главным средством заводского транспорта долгие годы. Это были настоящие тру­женики, перевозившие сотни тысяч тонн. При заданной грузоподъемнос­ти в 250 кгони порой брали за один рейс до полу гора тонн!

M-100

Опыт ведения боевых действий во время Великой Отечественной войны показал, что нашу армию следовало оснащать мотоциклами повышенной проходимости с при­водом на колесо коляски. Еще в во­енные годы завод стал заниматься этой темой, а после войны разрабо­тал на базе М-72 эксперименталь­ный, с отключаемым бездифферен­циальным приводом. Испытания выявили некоторые недостатки кон­струкции, и после доработки в 1951 году был создан усовершенствован­ный мотоцикл. В серийное произ­водство эта модель не пошла, так как поставки тяжелых мотоциклов в Со­ветскую армию передали Киевско­му мотозаводу.

Постановление Совета Министров СССР от 10 января 1953 года «О ме­роприятиях по развитию мотоспорта» обязало ИМЗ произвести модерниза­цию спортивного М-75. Завод успеш­но справился с заданием и уже в сен­тябре 1953 года на «Первенстве завод­ской марки» представил усовершен­ствованную модель М-75М для шоссейно-линейной гонки. Двигатель с сухим картером развивал мощность 45 л. с. При заданной скорости на 1 км с хода 143,14 км/ч ирбитский экипаж Вадима Серебрякова и Бориса Волко­ва показал 157 км/ч.

mototygah

Постановлением ЦК КПСС и Сове­та Министров СССР от 17 августа 1962 года. «О мерах по улучшению деятель­ности советской милиции» была пре­дусмотрена разработка специального патрульного мотоцикла. Завод взялся за создание такого аппарата как в оди­ночном варианте, так и с коляской, и обозначил его М-100. В середине 60-х годов было выпущено 27 таких машин, включая пять опытных. Двигатель ра­бочим объемом 1040 куб. см выдавал 50 л.с. и разгонял одиночку до150 км/ч, а мотоцикл с коляской до 120 км/ч. Такие скорости позволяли в то время представителям ОРУД-ГЛИ господство­вать на отечественных дорогах. При­мер обратного — в фильме «Берегись автомобиля» Э. Рязанова (1966 г.). За благородным угонщиком «двадцать первых» Юрием Деточкиным безуспешно гоняется на мотоцикле С коляской не менее благородный милиционер. У милиционера, к сожалению, не было М-100 в течение 11 минут экранного времени он восседал то на М-61, то на М-72, то на К-750. Ну, на таких аппаратах «Волгу» с ее 130 км/ч не дого­нишь. Несмотря на «детские болезни», М-100 пользовался популярностью у милиционеров в Москве, куда были поставлены новые машины.

Мотоцикл «Стрела-1» выпускался в конце 60-х — начале 70-х годов неболь­шими партиями для шоссейнокольцевых гонок. Комплектовался двига­телем рабочим объемом 650 куб. см и мощностью до 55 л. с, с батарейным зажиганием и пятиступенчатой короб­кой передач. На части машин устанав­ливался 750-кубовый двигатель мощ­ностью до 70 л. с. Среди других конст­руктивных особенностей   низкая экипажная часть, длиннорычажная передняя вилка, обтекатель из стеклоплас­тика с панорамным стеклом, колеса с шинами 3,75-16. Поздняя модель име­ла гидравлический привод тормозов на все три колеса, а первая обходилась барабанными тормозами с меха­ническим приводом на переднее и зад­нее колеса.

Мотоцикл «Урал-4» создан в 1972 году по плану новой техники Главмотовелопрома с целью максимальной унификации основных узлов по поса­дочным и присоединительным разме­рам с киевским «Днепром-2». У него же позаимствовали коробку передач с задним ходом, отключаемый привод на колесо коляски и бензобак. 750-ку­бовый верхнеклапанный двигатель мощностью 45 л. с, тормозная систе­ма с гидравлическим приводом на зад­нее колесо и колесо коляски, электрозапуск, «лодочка» обтекаемой формы делали машину современной для того времени и комфортабельной. Но в се­рию она так и не пошла.

M-75M

М-73 — одна из лучших эксперимен­тальных моделей ИМЗ, созданная в конце 70-х — начале 80-х годов. Под этот проект была снесена примыкаю­щая к территории завода деревня Подкорытова. На ее месте должны были вырасти новые корпуса для производ­ства 200 000 мотоциклов в год. Но не­обходимые 4,8 млн. полновесных со­ветских рублей для начала производства на очередную пятилетку (1980 -1985 гг.) завод не получил. А дальше — перестройка. На месте некогда процве­тавшей деревни ныне пустырь…

ИМЗ-8.103-10 — самая массовая модель Ирбитского мотозавода. Выпус­кается с 1986 года. С 1988 по 1993 год с конвейера ежегодно сходило более 100 тысяч таких машин, а всего их выпу­щено более 830 тысяч. Основная кон­структивная особенность — нали­чие заднего хода, столь необходимого для тяжелого мотоцикла с коляской.

В Ирбите мотоцикл с коляской экс­плуатируется круглогодично. А так как снежный покров на Урале лежит не менее пяти месяцев, то всегда стояла проблема передвижения по зимнему бездорожью. Приспосабливали специ­альные металлические лыжи на коле­са — переднее и коляски. Но чем все это двигать? В1986 году на ИМЗ был оп­робован очередной движитель. На этот раз на «сто третью» модель установи­ли гусеничный, массой 43 кг. Испыта­ния показали, что на глубоком снегу движитель пробуксовывал и мотоцикл проваливался. Перемещение же толь­ко по твердому насту испытателей не устраивало.

С появлением в середине 90-х го­дов нового поколения байкеров, заводчане поставили себе задачу создать дли них особые мотоциклы, изначально спроектированные как одиночки. Надоело выслушивать обидные замечания о «клепании совнархозов». Так в 1996 году появился ИМЗ-8.1234 «Вояж». До 2000 года выпустили 718 экземпляров, первоначально с 720-кубовым двигателем, затем с 750-кубовым, изредка «Вояж» «грешил» и 650-кубовым.

M-73ИМЗ — 8.1237 «Волк» — одна из са­мых стильных ирбитских машин. Вы­пускается с 1999 года. Мотоцикл осна­щен 750-кубовымдвигателем, электро­запуском, дисковыми тормозами обо­их колес. Сухая масса аппарата — 245 кг, максимальная скорость -135 км/ч.

Список литературы:

Буланов, А. И.  Сокровища Урала // Восход. – 2011. – 19 нояб. – С. 3.