Крещенский праздник, он же День Богоявления – 19 января, был престольным для Ирбитской слободы и первым днем ежегодной зимней ярмарки. Она всегда начиналась крестным ходом от Богоявленского Собора. Возглавлял эту процессию сам епископ Екатеринбургский и Ирбитский.
В книге патриарха российского краеведения Г. Ф. Миллера «История Сибири» значится, что Богоявленский храм впервые построен около 1643 года бывшим приказчиком Ирбитской слободы, верхотурским боярским сыном В. И. Муравьевым. Церковь была деревянной и имела один придел во имя святых мучеников Флора и Лавра.
Служители Богоявленского храма внесены и в перепись 1710 года: «священники – Иван Удимцев и Кузьма Топорков, диакон Михаил Удимцев, пономарь Петр Иконников, трапезник Мартын Минеев, просвирня Ирина Старикова».
В конце XVIII века деревянная церковь сгорела, и в 1765 году начали строительство нового каменного двухэтажного семипрестольного. Нижний Богоявленский придел освятили в 1773 году, два верхних над ним — пророка Илии – 1779-м, Тихвинской иконы Пресвятой Богоматери – 1783-м. Впоследствии к ним пристроили двухэтажные приделы: правый нижний – во имя святителя Алексия, митрополита Московского – в 1859 году, левый нижний – святителя Иннокентия, епископа Иркутского – 1860-м. Вторые этажи закончили в 1873 году: правый – во имя благоверного великого князя Александра Невского, левый – великомученицы Параскевы. После этого храм приобрел форму креста. Его украшением были пять золоченых куполов и восьмигранная колокольня. В 1808 году Священный синод присвоил Богоявленскому храму, как самому большому в городе, статус собора.
В Богоявленский приход входили девять часовен, расположенных в городе и его окрестностях. Самая ближняя к нему – Иверской Богоматери – находилась в центре ярмарочной площади; домовая Николаевская в тюрьме, Свято-Троицкая на кладбище, Власьевская – стояла на вершине археологического памятника «Ирбитское городище», напротив деревни Мельниковой. Другие размещались в ближних деревнях: Пантелеймоновская – в Фоминой, Преображенская – на выезде из Ирбита в сторону Байкалово, Успенская – в Шмаковой, Петропавловская – в Ерзовке, Казанская – в Чусовлянах. В общей сложности Богоявленский собор объединил пять тысяч православных ирбитчан. Около храма был погост для духовных лиц. Но от него, как и от собора, не осталось и следов.
Замечательный исторический факт. В 1774 году, во время пугачевского восстания, повстанцы осадили Ирбитскую слободу и угрожали ее жителям расправой за отказ сдаться. Оборону ее возглавили священник Богоявленского Собора Василий Удинцев и писарь Иван Мартышев. Сформированный ими отряд добровольцев не только успешно отразил попытку пугачевцев захватить слободу, но даже обратил восставших в бегство. За эту стойкость и верность престолу Ирбитская слобода получила статус города.
Служение в Богоявленском Соборе было великой честью для священников. Эту почетную миссию несли образованнейшие люди и талантливые проповедники. С 1775 года, то есть с утверждения Ирбитской слободы городом, вместо третьего священника определён протоиерей. В 1869 году велено дьячков и пономарей именовать псаломщиками.
«В 1873 году, по новому, Высочайше утверждённому расписанию городских и сельских приходов, положено причта при сей церкви: Настоятель – 1, Помощников его – 2, Диаконов – 2 и Псаломщиков – 3.
Земли при сей церкви усадебной, пахотной и сенокосной нет. Дома у священнослужителей собственные, на собственной земле. На содержание священнослужителей постоянного оклада не имеется; но есть деньги, вложенные в пользу их, в банк на вечные времена.
Имеется здание, принадлежащее к сей церкви, каменный одноэтажный дом на церковной земле, близ церкви. Дом сей, первоначально выстроенный в 1820 году обер-офицерской женой Пелагеей Ивановной Рудаковой, по благословению Преосвященного Иустина епископа Пермского и Екатеринбургскаго, на пяти саженях в длину и ширину и покрытый тёсом в 1866 году по ветхости его разобрали до основания: В том же году с благословения Высокопреосвященного Неофита архиепископа Пермского и Верхотурского, Ирбитским городским головой, купцом Александром Дробининым, на пожертвованные Ирбитским Городским обществом деньги 5800 руб., сложен вновь в длину на 9 и ширину на 6 саженей и покрыт железом.
Расстоянием сия церковь от Консистории в 603 верстах…».
Украшался Собор внутри вкладами жителей и гостей. Сохранилась запись в отчётной книге от 10 апреля 1822 года «о причислении в собственность сего собора образа Божией Матери и показанных по описи вещей и денег, собранных в приклад юродивым Иваном и заводскою женкою Комаровою». В этом же году ещё поступление – «в городе Туринске мещанином Иваном Силиным по подряду писан образ Знамения Пресвятой Богородицы. Принесён и передан в Богоявленский собор». На обороте доски подпись: «Писан в городе Туринске 1817 года октября дня мещанином Иваном Силиным». Ирбитский городничий Заев даёт приказ её описать.
С каждым годом увеличивалось население города Ирбита, увеличивались и приходы городских церквей. В 1915 году настоятелем собора служил протоиерей Иоанн Владимирович Сторожев (37 лет) – выходец из мещан, он окончил юридический институт Императорского университета святого князя Владимира и некоторое время был присяжным поверенным. Но решил избрать себе другой путь. В 1912 году И. В. Сторожев был рукоположен в священники и стал служить законоучителем Уральского горного училища, а затем настоятелем Афанасьевской церкви этого же учебного заведения. В январе 1915 года переведен настоятелем Богоявленского собора, возведен в сан протоиерея и благочинного ирбитских городских церквей. На этом поприще Иван Владимирович добросовестно отслужил два года. Новую власть он не принял. С началом Гражданской войны ушел на фронт полковым священником, и его следы затерялись на полях братоубийственных сражений. Священниками служили Валериан Арсениевич Сабинин (47 лет) и Вениамин Алексеевич Крутиховский (46 лет), дьяконом – Василий Евгеньевич Кузовников (51 год).
Замечательной личностью был архиепископ Александр (Анисимов). Александр Ильич родом из соседнего с нами Камышлова, окончил музыкальное училище, юридический и философский факультеты Пермского университета. Но, выбрав служение Богу, закончил еще и Казанскую духовную академию. К обязанностям настоятеля Богоявленского собора и благочинного церквей Ирбитского округа приступил в 1918 году. В период борьбы с религией и разгрома храмов отец Александр оказал активное противодействие изъятию церковных ценностей. За это губернский революционный трибунал приговорил его к двум годам строгой изоляции. И тем не менее, после освобождения он выбрал сторону обновленцев, был возведен в сан епископа, а потом архиепископа и управлял обновленческими епархиями в Центральной России.
Трижды возглавлял Ирбитскую епархию архиепископ Никанор (Пономарев). Никанор Николаевич – выпускник Пермской Духовной семинарии, работал учителем Камышловского духовного училища, законоучителем Пермской мужской гимназии. С декабря 1922 года епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В мае следующего года возведен в сан архиепископа и с февраля 1924 года вновь управлял, но уже обновленческой Ирбитско-Туринской епархией. Награжден правом ношения креста на клобуке. Скончался около 1933 года. Погребен на Ирбитском кладбище справа от алтаря Свято-Троицкого храма.
Константин Федорович Запрудский родился в Москве, окончил Казанскую духовную академию и служил священником в храмах столицы. В 1922 году принял Ирбитско-Туринскую епархию. В феврале 1928 года вышел на покой.
Последним архиереем Ирбитской епархии стал наш земляк Федор Михайлович Баженов. Он родился в Кирге, в семье дьякона местной церкви, окончил Пермскую духовную семинарию и служил священником Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. А затем настоятелем рада церквей Камышлова и Екатеринбурга. В конце революционного 1917 года возведен в сан протоиерея. С 1922 года в обновленческом движении, управлял Нижнетагильской и Сарапульской епархиями. С марта 1930 года и до закрытия храма архиепископ Ирбитский и Туринский.
В приходе собора – северная часть Ирбита (160 домов) и 11 деревень: Чусовская (110 домов), Шмакова (127 домов), Фомина (750домов), Бобровка (13 домов), Лиханова (31 дом), Ерзовка (34 дома), Малыгина (34 дома), Мордяшиха (32 дома), Кокшариха (29 домов), Гаёва (39 домов), Кекур (40 домов). Всехдомов 724, в них проживает 2532 мужчины, 2 5 36 женщин.
Возле собора в конце XVIII века захоронен писатель, просветитель, сотрудник журналов Н.И. Новикова «Трутень» и «Живописец», прокурор Пермской губернии Иван Иванович Панаев (1753-1796).
В 1930 году специальная комиссия признала здание Богоявленского Собора непригодным к эксплуатации. Уникальный по красоте собор было решено разобрать и «полученный кирпич использовать на городское коммунальное хозяйство». На его месте выстроили школу, которую во время Великой Отечественной войны оборудовали в госпиталь. Сейчас это центральная районная больница имени Д. И. Мальгина. Единственным напоминанием о Богоявленском соборе осталось здание соборного дома, построенное еще в 1757 году.
Список литературы:
Герштейн Я. Л. Улица судебная // Ирбит и его окрестности : краеведческий путеводитель / Я. Л. Герштейн. – Екатеринбург, 1995. – С. 25.
Лаптев В. Ирбитский Богоявленский // Восход. — 1990. — 19 янв. — С. 4.
Молокотин О. Не сильно счастливый «юбилей»… // Восход. – 2011. – 18 янв.
Молокотин О. Под знаменем Христа // Восход. – 2015. – 1 авг. – С. 6-7.
Степанова Д. Храмы Ирбита // Ирбитская жизнь. – 2013. – 20 марта. – С. 7.
Храмы Ирбита : Ирбит 370 лет [Изоматериал] : комплект из 9 открыток / Компьютер. центр г. Ирбита, Урал. гос. пед. ун-т, Ист. фак. ; оформ. Н. Бедских. – [Б. м.] : УРАЛТРАНС, [2001]. – 1 обл. (9 отд. л.).