Богоявленский Собор

Крещенский праздник, он же День Богоявления – 19 января, был престольным для Ирбитской слободы и первым днем ежегодной зимней ярмарки. Она всегда начиналась крест­ным ходом от Богоявленского Собора. Возглавлял эту про­цессию сам епископ Екатеринбургский и Ирбитский.

В книге патриарха российского краеведения Г. Ф. Миллера «Исто­рия Сибири» значится, что Богояв­ленский храм впервые построен около 1643 года бывшим приказчи­ком Ирбитской слободы, верхотурским боярским сыном В. И. Мура­вьевым. Церковь была деревянной и имела один придел во имя святых мучеников Флора и Лавра.

Служители Богоявленского храма внесены  и в перепись 1710 года: «священники – Иван Удимцев и Кузьма Топорков, диакон Михаил Удимцев, пономарь Петр Иконников, трапезник Мартын Минеев, просвирня Ирина Старикова».

В конце XVIII века деревянная церковь сгорела, и в 1765 году начали строительство нового каменного двухэтажного семипрестольного. Нижний Богоявленский придел ос­вятили в 1773 году, два верхних над ним пророка Илии – 1779-м, Тих­винской иконы Пресвятой Богома­тери – 1783-м. Впоследствии к ним пристроили двухэтажные приделы: правый нижний – во имя святителя Алексия, митрополита Московско­го – в 1859 году, левый нижний – святителя Иннокентия, епископа Иркутского – 1860-м. Вторые этажи закончили в 1873 году: правый – во имя благоверного великого князя Александра Невского, левый – вели­комученицы Параскевы. После это­го храм приобрел форму креста. Его украшением были пять золоченых куполов и восьмигранная колоколь­ня. В 1808 году Священный синод присвоил Богоявленскому храму, как самому большому в городе, ста­тус собора.

В Богоявленский приход входи­ли девять часовен, расположенных в городе и его окрестностях. Самая ближняя к нему – Иверской Богома­тери – находилась в центре ярма­рочной площади; домовая Николаевская в тюрьме, Свято-Троицкая на кладбище, Власьевская – стояла на вершине археологического па­мятника «Ирбитское городище», напротив деревни Мельниковой. Другие размещались в ближних деревнях: Пантелеймоновская – в Фо­миной, Преображенская – на выез­де из Ирбита в сторону Байкалово, Успенская – в Шмаковой, Петропав­ловская – в Ерзовке, Казанская – в Чусовлянах. В общей сложности Богоявленский собор объединил пять тысяч православных ирбитчан. Около храма был погост для духов­ных лиц. Но от него, как и от собо­ра, не осталось и следов.

Замечательный исторический факт. В 1774 году, во время пугачев­ского восстания, повстанцы осади­ли Ирбитскую слободу и угрожали ее жителям расправой за отказ сдаться. Оборону ее возглавили свя­щенник Богоявленского Собора Ва­силий Удинцев и писарь Иван Мартышев. Сформированный ими от­ряд добровольцев не только успеш­но отразил попытку пугачевцев зах­ватить слободу, но даже обратил восставших в бегство. За эту стой­кость и верность престолу Ирбитская слобода получила статус горо­да.

Служение в Богоявленском Собо­ре было великой честью для свя­щенников. Эту почетную миссию несли образованнейшие люди и та­лантливые проповедники. С 1775 года, то есть с утверждения Ирбитской слободы городом, вместо третье­го священника определён протоие­рей. В 1869 году велено дьячков и по­номарей именовать псаломщиками.

 «В 1873 году, по новому, Высочайше утверждённому расписанию городс­ких и сельских приходов, положено причта при сей церкви: Настоятель – 1, Помощников его – 2, Диаконов – 2 и Псаломщиков – 3.

Земли при сей церкви усадебной, пахотной и сенокосной нет. Дома у священнослужителей собственные, на собственной земле. На содержание священнослужителей постоянного оклада не имеется; но есть деньги, вложен­ные в пользу их, в банк на вечные вре­мена.

Имеется здание, принадлежащее к сей церкви, каменный одноэтаж­ный дом на церковной земле, близ церкви. Дом сей, первоначально вы­строенный в 1820 году обер-офицерской женой Пелагеей Ивановной Ру­даковой, по благословению Преосвя­щенного Иустина епископа Пермс­кого и Екатеринбургскаго, на пяти саженях в длину и ширину и покры­тый тёсом в 1866 году по ветхости его разобрали до основания: В том же году с благословения Высокопреос­вященного Неофита архиепископа Пермского и Верхотурского, Ирбит­ским городским головой, купцом Александром Дробининым, на по­жертвованные Ирбитским Городс­ким обществом деньги 5800 руб., сло­жен вновь в длину на 9 и ширину на 6 саженей и покрыт железом.

Расстоянием сия церковь от Кон­систории в 603 верстах…».

Украшался Собор внутри вкладами жителей и гостей. Сохранилась за­пись в отчётной книге от 10 апреля 1822 года «о причислении в собственность сего собора образа Божией Матери и показанных по описи вещей и денег, собранных в приклад юродивым Иваном и заводскою женкою Комаровою». В этом же году ещё поступление – «в городе Туринске мещанином Иваном Сили­ным по подряду писан образ Знаме­ния Пресвятой Богородицы. Прине­сён и передан в Богоявленский со­бор». На обороте доски подпись: «Пи­сан в городе Туринске 1817 года ок­тября дня мещанином Иваном Сили­ным». Ирбитский городничий Заев даёт приказ её описать.

С каждым годом увеличивалось на­селение города Ирбита, увеличива­лись и приходы городских церквей. В 1915 году настоятелем собора служил протоиерей Иоанн Владимирович Сторожев (37 лет) – выходец из мещан, он окончил юридический институт Императорского университета свя­того князя Владимира и некоторое время был присяжным поверен­ным. Но решил избрать себе другой путь. В 1912 году И. В. Сторожев был рукоположен в священники и стал служить законоучителем Уральско­го горного училища, а затем насто­ятелем Афанасьевской церкви это­го же учебного заведения. В январе 1915 года переведен настоятелем Богоявленского собора, возведен в сан протоиерея и благочинного ирбитских городских церквей. На этом поприще Иван Владимирович добросовестно отслужил два года. Новую власть он не принял. С нача­лом Гражданской войны ушел на фронт полковым священником, и его следы затерялись на полях бра­тоубийственных сражений. Священниками служили Ва­лериан Арсениевич Сабинин (47 лет) и Вениамин Алексеевич Крутиховский (46 лет), дьяконом – Василий Ев­геньевич Кузовников (51 год).

Замечательной личностью был архиепископ Александр (Анисимов). Александр Ильич родом из со­седнего с нами Камышлова, окончил музыкальное училище, юридичес­кий и философский факультеты Пермского университета. Но, выбрав служение Богу, закончил еще и Ка­занскую духовную академию. К обя­занностям настоятеля Богоявленс­кого собора и благочинного церквей Ирбитского округа приступил в 1918 году. В период борьбы с религией и разгрома храмов отец Александр оказал активное противодействие изъятию церковных ценностей. За это губернский революционный трибунал приго­ворил его к двум годам строгой изо­ляции. И тем не менее, после осво­бождения он выбрал сторону обнов­ленцев, был возведен в сан еписко­па, а потом архиепископа и управ­лял обновленческими епархиями в Центральной России.

Трижды возглавлял Ирбитскую епархию архиепископ Никанор (Пономарев). Никанор Николаевич – выпускник Пермской Духовной семинарии, работал учителем Камышловского духовного училища, законоучителем Пермской мужской гимназии. С декабря 1922 года епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В мае следующего года возведен в сан архиепископа и с февраля 1924 года вновь управлял, но уже обновленческой Ирбитско-Туринской епархией. Награжден правом ношения креста на клобу­ке. Скончался около 1933 года. По­гребен на Ирбитском кладбище справа от алтаря Свято-Троицкого храма.

Константин Федорович Запрудский родился в Москве, окончил Ка­занскую духовную академию и слу­жил священником в храмах столи­цы. В 1922 году принял Ирбитско-Туринскую епархию. В феврале 1928 года вышел на покой.

Последним архиереем Ирбитс­кой епархии стал наш земляк Федор Михайлович Баженов. Он родился в Кирге,  в семье дьякона местной церкви, окончил Пермскую духов­ную семинарию и служил священ­ником Екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря. А затем настоятелем рада церквей Камышлова и Екатеринбурга. В конце революционного 1917 года возведен в сан протоиерея. С 1922 года в обновленческом движении, управлял Нижнетагильской и Сарапульской епархиями. С марта 1930 года и до закрытия храма архиепис­коп Ирбитский и Туринский.

В приходе собора – северная часть Ирбита (160 домов) и 11 деревень: Чусовская (110 домов), Шмакова (127 домов), Фомина (750домов), Бобровка (13 до­мов), Лиханова (31 дом), Ерзовка (34 дома), Малыгина (34 дома), Мордяшиха (32 дома), Кокшариха (29 домов), Гаёва (39 домов), Кекур (40 домов). Всехдомов 724, в них проживает 2532 мужчины, 2 5 36 женщин.

Возле собора в конце XVIII века за­хоронен писатель, просветитель, со­трудник журналов Н.И. Новикова «Трутень» и «Живописец», прокурор Пермской губернии Иван Иванович Панаев (1753-1796).

В 1930 году специальная комиссия признала здание Богоявленского Собора непригодным к эксплуатации. Уникальный по красоте собор было решено разобрать и «полученный кирпич использовать на городское коммунальное хозяйство».  На его месте выстроили школу, которую во время Великой Отече­ственной войны оборудовали  в госпиталь. Сейчас это цент­ральная районная больница имени Д. И. Мальгина. Един­ственным напоминанием о Богоявленском соборе осталось здание соборного дома, построенное еще в 1757 году.

Список литературы:

Герштейн Я. Л.  Улица судебная // Ирбит и его окрестности : краеведческий путеводитель / Я. Л. Герштейн. – Екатеринбург, 1995. – С. 25.

Молокотин О.  Не сильно счастливый «юбилей»… // Восход. – 2011. – 18 янв.

Молокотин О.  Под знаменем Христа // Восход. – 2015. – 1 авг. – С. 6-7.

Степанова Д.  Храмы Ирбита // Ирбитская жизнь. – 2013. – 20 марта. – С. 7.

Храмы Ирбита : Ирбит 370 лет [Изоматериал] : комплект из 9 открыток / Компьютер. центр г. Ирбита, Урал. гос. пед. ун-т, Ист. фак. ; оформ. Н. Бедских. – [Б. м.] : УРАЛТРАНС, [2001]. – 1 обл. (9 отд. л.).