Поиск Обратная связь Домой Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter YouTube Google+ Ирбитский краеведческий портал
Муниципального казённого учреждения культуры
"Библиотечная система"

Здание драматического театра им. А.Н. Островского, ул. Орджоникидзе, 51

В Государственном архиве в Ирбите хранится интересный до­кумент — рукопись очерка канди­дата филологических наук доцен­та Уральского государственного университета М. Г. Китайника, на­писанная в 1945 году, в которой автор собрал имевшиеся скудные сведения по истории театра в Ир­бите. Источники, положенные в основу очерка, состоят из архивных документов, художественно-мему­арной литературы, программ и ре­цензий, напечатанных в периоди­ческих изданиях Урала XIX и нача­ла XX века.

Первый ирбитский театр был построен весной 1845 года. Но в этом году организованных теат­ральных представлений еще не было, что неудивительно. Театр неразрывно связан с Ирбитской ярмаркой. К ярмарочному сезону в Ирбит ежегодно съезжалось до 100 тысяч человек, что побудило городскую управу и население приступить к строительству жилых домов, гостиного двора и театра.

Первый театр был деревянным. Он состоял из лож, кресел, за ко­торыми располагались партер, ам­фитеатр и галерея.

Начало профессионального те­атра в Ирбите относится к февра­лю 1846 года, когда в город при­была труппа Петра Алексеевича Соколова и открыла первый сезон постановкой «Ревизора» Гоголя («Екатеринбургская неделя», 1879 г., № 14).

Ирбитский зритель не был од­нороден по своему социальному составу и эстетическим запросам. Ложи, кресла и партер обычно за­полнялись приезжим купечеством и немногочисленными состоятель­ными людьми города. В амфитеат­ре, галерее и закутках театра — ра­бочий и служилый люд, интелли­генция и учащиеся Ирбита.

С первых лет существования театр создавал спектакли, которые послужили в дальнейшем основой прочных традиции сценического реализма больших социально-эти­ческих тем.

Недаром в годы реакции после революции 1905 года, когда на ирбитскую сцену проникли декаден­тские пьесы Леонида Андреева («Анфиса», «Анатэма»), либераль­но настроенные рецензенты «Ир­битской жизни» и «Уральского края» с сожалением вспоминали о «былых временах» Соколова, Клепинина и Медведевых, познако­мивших ирбитского зрителя с Шек­спиром и Пушкиным, Мольером и Гоголем, Островским и Чеховым.

В 1884 году, когда после бле­стящей антрепризы П. М. Медве­дева мелкий омский антрепренер Надлер пытался превратить ирбит­ский театр в эстраду кривляк, ано­нимный автор в «заметках празд­ношатающегося» возмущенно пи­сал: «…ирбитский театр в силу сво­ей, так сказать, пионерской роли для великой Сибири (Ирбит тогда по административному делению относился к Сибири) обязан высо­ко держать знамя искусства, не допуская ни на минуту из вида вы­соких воспитательных целей. По многолетнему опыту я убедился, что Сибирь ищет в театре нашем не канканов, фарсов и т. п. совре­менной ерунды, а нечто более высокое.

Я живо помню, как несколько лет тому назад, кажется, при ант­репренере Завадском, ставили во­девили с участием балетной танцовщицы Е. И. Половина пуб­лики, преимущественно сибиряки, оставили театр, несмотря на то, что впереди обещался дивертисмент с фокус-покусами гжи Е. …» («Ир­битский ярмарочный листок», 1884 г., № 9).

Профессиональный театр в Ир­бите до Октябрьской революции существовал в форме театральной антрепризы. Антрепренеры приво­зили свои труппы на один месяц в ярмарочный сезон, который был необычайно интенсивным и насы­щенным разнообразными теат­ральными представлениями.

Антрепренеры старались раз­вернуть перед ирбитским зрителем репертуар, рассчитанный в обыч­ных условиях на полный театраль­ный год. Поэтому одни и те же пье­сы редко дублировались. В подав­ляющем большинстве случаев ан­трепренеры не только не потвор­ствовали вкусам и требованиям консервативного купечества, но демократизировали театр, сделав его революционизировавшим фак­тором воздействия на зрителя.

Театральная антреприза знако­мила зрителя с богатым и разно­образным репертуаром, а также связывала театральную культуру Ирбита с театрами других городов и столиц.

Первый антрепренер и основа­тель профессионального театра в Ирбите Петр Алексеевич Соколов держал ирбитскую сцену около де­сяти лет и оказал большое влия­ние на всю последующую историю театра. Соколов был характерным драматическим актером и, по от­зывам современников, успешно дебютировал в «Недоросле» (Скотинин), «Горе от ума» (Скалозуб) и «Ревизоре» (Городничий).

Соколов, сформировал труппу и антрепренерствовал в Воронеже, Тамбове, Саратове, Симбирске, девять лет в Казани (1831-1842) и в 1843 году переехал в Екатерин­бург. Здесь при непосредственной поддержке и содействии Главного начальника Уральских заводов В. А. Глинки Соколов открыл первый театр. А 1 (13) февраля 1946 года Соколовская труппа дебютировала на ирбитской сцене с «Ревизором» Гоголя.

К сожалению, документов отно­сительно этого знаменательного спектакля не сохранилось. Поэто­му вопрос о распределении ролей, характере исполнения бессмерт­ной комедии Гоголя и восприятии ее ирбитским зрителем, скорее всего, навсегда останется откры­тым.

* * *

Другая сторона театральной жизни Ирбита — любительские труппы. Кружки любителей отме­чены историками народного обра­зования еще в 80-е годы XVIII века. На протяжении второй половины XIX века они существовали наряду с антрепризой и, когда последняя пришла в упадок, созрели до та­кой степени, что фактически спо­собны были заменить антрепризу.

«Ирбитский ярмарочный лис­ток» в первый же год своего выхо­да (1863) посвящает несколько ста­тей оценке любительских представ­лений и приходит к выводу о вы­соком артистическом уровне этих постановок. Отмечены любители сценического искусства: Понома­рев, Луканин, Образцов, Тугари­нов, чета Никоновых, Валентетти.

«Общество любителей сцени­ческого искусства» — так оно име­новало себя до 90-х годов XIX века, обслуживало ирбитчан 11 внеярмарочных месяцев. Некоторые лю­бители привлекались антрепрене­рами для участия в работе профес­сиональных трупп. Среди крупных деятелей — местных любителей нуж­но особенно отметить замечатель­ных актеров-организаторов теат­рального дела В. В. Ловцова и А. Е. Иконникова.

В. В. Ловцов — присяжный по­веренный в Ирбите, сын ирбитс­кого купца, с ранних лет полюбил театр и, будучи студентом Казанс­кого университета, поступил в труппу казанского антрепренера. Но из этой труппы его насильно увез отец, считавший актерство позорным занятием. С 1890 по 1915 год В. В. Ловцов возглавлял ирбитский драматический кружок, работал в нем режиссером и ве­дущим актером. Он ставит и игра­ет в пьесах «Горькая судьба» (Анавий), «Ревизор» (Хлестаков), «Лес» (Несчастливцев), «Власть тьмы» (Никита), «На дне» (Сатин), «Свадь­ба Кречинского» (Кречинский) и других.

Ловцов предъявлял театру большие воспитательные и об­разовательные требования. На чрезвычайном собрании городс­кой думы в 1909 году он подверг резкой критике направление ре­пертуара антрепризы Матусина и призвал к искоренению упадни­ческой драматургии Арцибашева.

Ловцов был еще и драматур­гом. В 1909 г. он издал в Ирбите книгу под заглавием «Люди про­шлого столетия». Главное место в ней занимает трагедия в 4-х действиях «Лебединое озе­ро». Сюжет для трагедии взят ав­тором из жизни провинциальных актеров, она написана с большой экспрессией, под влиянием рас­сказа А. П. Чехова «Лебединая песня». Основная тема трагедии — несовместимость истинного сценического труда с мещанским благополучием семейной жизни. Трагедия Ловцова вошла в ре­пертуар драматического кружка и приезжей антрепризы 1912 года.

После смерти Ловцова его за­менил Анатолий Евгеньевич Иконников. Он приехал в Ирбит после окончания театрального училища и, будучи профессио­нальным антрепренером, руково­дил театральной жизнью не толь­ко Ирбита, но и всего уезда.

С первого года Советской власти Ирбитский отдел народ­ного образования поручил ему сформировать постоянную про­фессиональную труппу для го­родского театра. Трудами и уси­лиями А. Е. Иконникова и был создан постоянный профессио­нальный театр в Ирбите, который работает и по сей день.

Список литературы:

Герштейн, Я. Л. «Театр уж полон» // Ирбит / Я. Л. Герштейн, А. И. Смирных. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1981. – С. 33-34.

На ирбитских подмостках. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2011. – 112 с. – («Национальное достояние России»).

Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 2. Свердловская область / Отв. ред. В. Е. Звагельская. – Екатеринбург: «Издательский дом «Сократ», 2008. – С. 244 — 245.

Субботина, И. Ирбитский театр: от Соколова до Иконникова // Ирбитская жизнь. – 2006. – 27 февр.