«Пассаж — это Невский проспект Ирбита или, вернее, ярмарки, — писал «Ирбитский ярмарочный листок» в 1897 году. Быть на ярмарке и не побывать в Пассаже — это все равно, что быть в Риме и не повидать папы».
Поводом для строительства пассажа послужило желание известного на Урале антрепренера Головина давать театральные ярмарочные представления не в частном доме мещанина Федулова, а в более удобном помещении. Ирбитская городская управа решила построить большое каменное здание и приспособить его под театр. На седьмой год после закладки, к ярмарке 1864 года, строительство было закончено. Обошлось здание в 60 тысяч рублей.
Так как антрепренер не согласился на 600 рублей арендной платы за пользование зданием на один сезон, управа передала его купечеству, тем более что торговцы за 40 размещаемых в здании магазинов давали в десять раз больше.
30 января 1864 года состоялось открытие пассажа. На период ярмарки всю лицевую сторону огромного, трехэтажного здания с небольшими выступами в средней части и с прямоугольным фронтоном густо облепляли саженные аншлаги. Аршинные буквы перечисляли названия товаров, имена хозяев лавок, фирм, компаний. Такими до наших дней дошли фотографии, сделанные известным уральским фотографом А. И. Кочешевым. Снимок внутренней части пассажа, находим и в пятом томе «Всемирной иллюстрации» за 1871 год.
Обычно в день открытия ярмарки с раннего утра народ валом валил на площадь у пассажа. Сюда с крестным ходом из всех пяти церквей города собиралось духовенство. Начиналось торжественное молебствие. На нем присутствовало прибывшее на ярмарку именитое купечество со всея Руси. Гулко разносились по затихшей площади пение церковного хора и громогласные провозглашения протодьяконского баса. Истово крестились купцы и весь православный люд.
Взоры всех присутствовавших обращались к высокой мачте, установленной над пассажем, где, развеваясь на ветру, медленно поднимался вверх трехцветный национальный флаг. Разговоры затихали. Но вот под силой ветра флаг развертывался. В толпе начиналось оживление. Ход торговли на ярмарке связывался с поднятием флага: флаг запутался — ярмарка затянется: развернулся сразу—крутая, развернулся в сторону Сибири — сулит для сибиряков всяческие благополучия. Вот почему поднятие флага так интересовало ярмарочную публику.
Флаг поднят — ярмарка открыта. Широко распахивались двери магазинов, люди поздравляли друг друга с открытием ярмарки, как с большим праздником. Из пассажа раздавались звуки духового оркестра.
Пассаж — крупнейшее торговое здание ярмарки, центр всей ярмарочной торговли и по-своему внутреннему устройству напоминал московский ГУМ в миниатюре. Середину нижнего этажа здания занимал широкий, длинный зал с высоким, под самую крышу, потолком. По обоим бокам зала второго яруса, а в XIX веке — и верхнего яруса, были расположены десятки магазинов. Хотя и в те годы верхняя галерея была очень узка, там, опасаясь пожаров, устанавливали бочки с водой. Позднее, в 1913 году, в здании установили даже, несколько металлических баков по 1600 ведер каждый. От них провели трубы с кранами в разные части здания. Пожаров боялись. Однажды здесь чуть было не вспыхнул пожар. Случилось следующее: для торговли «новыми интересными изобретениями» откупил место в пассаже торговец, как сообщалось, «восхитительными предметами», среди которых находились «фейерверки, хлопушки, бенгальские огни». Рекламируя товар покупателям, зажигая одно за другим свои новшества, владелец «восхитительных» предметов неожиданно обронил огонь на кипу этих огнеопасных новинок, которые тотчас воспламенились. Началась пальба.
К счастью, кто-то догадался покрыть пламя ковром и тем самым вовремя ликвидировал очаг пожара. После доброго переполоха пришедшие в себя пассажные торговцы едва не расправились с ретивым рекламатором своим судом — его тотчас вместе со зловещим товаром выдворили из здания.
В конце среднего левого яруса неизменно из года в год помещался ресторан, а на мостике второго этажа размещался духовой оркестр. Он играл по вечерам, когда пассаж заполнялся нарядной гуляющей публикой, которая занимала весь нижний этаж большого зала и просторные проходы среднего яруса. В первое время оркестр в пассаже всегда помещался на самом верхнем ярусе, и только в XX веке, когда количество торгующих резко уменьшилось, переместился на второй ярус.
«Музыка в пассаже, — отмечала газета «Ирбитский ярмарочный листок» в 1887 году, — воспитывает и развивает эстетические чувства, знакомит с лучшими музыкальными произведениями». Замечательным художником назвал автор заметки капельмейстера А. Н. Егорова, которому в знак благодарности владельцы магазинов в пассаже вручили в подарок золотые часы. Оркестр насчитывал до двадцати человек, играл ежедневно весь ярмарочный период. В его репертуаре были увертюры, попурри, каватины, марши и вальсы любимейших композиторов.
В конце 80-х годов XIX в. большой популярностью пользовался оркестр Оренбургского казачьего войска, которым руководил войсковой капельмейстер Валентенти. На музыкальные концерты в пассаже местная газета публиковала рецензии наподобие театральных. В 90-е годы XIX в. большим успехом пользовался марш «Ирбитский пассаж», который исполнял оркестр под руководством композитора Р. А. Кронгольда.
На протяжении многих десятилетий в пассаже проводились благотворительные вечера: то лотерея в пользу четырех детских сиротских приютов, то благотворительный бал-базар в пользу общества вспомоществования нуждающимся учащимся.
19 февраля 1889 года, в годовщину освобождения крестьян в России, от крепостного гнета, выдающимся в то время исполнителем русских народных песен и хоровым дирижером Д. А. Агреневым-Славянским после молебна в здании пассажа был дан большой концерт. Купечество, которое обычно только один раз в году уступало здание под благотворительные концерты, на этот раз изменило своему правилу. Наплыв публики, собравшейся в количестве до семи тысяч человек, был настолько велик, что галереи едва выдерживали. Можно бы усомниться в этой цифре — все население Ирбита тогда едва насчитывало столько, но описание концерта взято из книги M. В. Юркевича. Во время концерта купечество преподнесло Агреневу-Славянскому на серебряном подносе серебряный кувшин, выполненный в русском национальном стиле, с надписью: «Незабвенному и неподражаемому исполнителю «Эй, ухнем!» от купечества, торгующего в пассаже».
Сорок шесть лавок пассажа предлагали свои товары: оренбургские платки, золото и бриллианты, чеканку по серебру и драгоценные камни, а магазин самоцветов предлагал вазу из калганской яшмы стоимостью 2500 рублей, что соответствовало стоимости двухэтажного каменного дома. В первой лавке — музыкальные инструменты «исключительно известного торгового дома Циммермана, рояли германской фабрики Беккер, также американские и французские фисгармонии.
Единственный на ярмарке оптический магазин фирмы «Захо» с 1870 года предлагал бинокли, очки… Церковь одного из сибирских городов за семьсот рублей приобрела здесь напрестольный крест сложной резьбы из топаза, оправленный серебром и драгоценными камнями, работы известного уральского мастера Трегубова. В 1896 году в пассаже торговали микрофонографами — как указывалось, новым изобретением Эдисона, предшественником сегодняшних магнитофонов.
Однако зайти в пассаж мог не каждый. Два дюжих швейцара в форме зорко следили за входящими, не пропуская людей в сермягах, зипунах и другой одежде простого люда.
В местах сосредоточения драгоценных и разных дорогих товаров весь день на карауле стояли стражники. Скорее всего для демонстрации незыблемости твердой власти ежедневно разыгрывалось своеобразное представление. Около десяти часов вечера, когда гуляющая публика начинала расходиться, а торговцы, не спеша прибирать товары, в зале пассажа раздавалась громкая команда: «Стройся!», по которой все стражники, охранявшие лавки, выстраивались в конце зала, немногочисленная публика расступалась по сторонам. Снова команда. Длинной шеренгой, выпятив груди, увешанные медалями, молодецки заломив на затылок косматые папахи, стояли, не шевелясь, стражники. По бокам, прижавшись к стенам, робко теснилась озирающаяся публика, некоторые еще не понимали, в чем дело. Блистая погонами и самодовольством, представитель охраны размеренным шагом неторопливо проходил вперед и торжественно произносил; «Здорово, ребята!». «Здравия желаем.. ваше благородие!» — слышалось в ответ, потрясая своды пассажа. «Еще раз, молодцы!». «Рады стараться.. ваше благородие!», — слышалось еще громче. После этого все обнажали головы и три раза пели гимн. Эффект был поразительный. Так описал эту сцену репортер «Ирбитского ярмарочного листка».
30 октября 1905 года в здании пассажа состоялся революционный митинг, на котором с яркой речью выступил крестьянский вожак Александр Иванович Фадеев. В тот же день от здания пассажа началась манифестация по улицам города. На одном из флагов четко смотрелось: «Рабочая социал-демократическая партия».
2 января 1906 года, устроив засаду в боковых помещениях пассажа, жандармы и полиция арестовали А. И. Фадеева и многих других делегатов съезда крестьян Ирбитского уезда, который намечалось провести в здании пассажа.
Летом 1918 года, когда в город пришли белые, контрразведка разместилась рядом с пассажем, в большом поповском доме. Обширные подвалы пассажа быстро начали заполняться арестованными. После избиения и допросов их бросали сюда на каменный пол.
После длительного перерыва, вызванного мировой и гражданской войнами, ярмарка возобновила свою деятельность в 1922 году. Уже не трехцветный, а красный флаг взвился над пассажем. Старожилы, присутствовавшие при открытии, сняв шапки, крестясь, говорили: «Слава Богу, ожила наша матушка ярмарка!».
Шли годы. В феврале 1927 года уездная газета «Бюллетень» отмечала, что в нынешнюю ярмарку пришлось отказать десяти крупным фирмам за неимением мест в пассаже, в то время как за последние четыре года пассаж полностью никогда не был занят.
В 1937 — 1938 годах пассаж приобрел мрачную известность. Несколько лет здесь находилось управление СевУралЛАГА НКВД, ведавшее десятками лагерей, где томились тысячи репрессированных «врагов народа». В те годы — это слово — НКВД — было, пожалуй, самым страшным. Его произносили шепотом и с оглядкой.
В годы Великой Отечественной войны в здании пассажа размещалось артиллерийское училище.
В последующие годы пассаж вновь был наполнен товарами, продавцами и покупателями.
С 2018 года в городе начались по-настоящему масштабные преобразования. Сейчас Ирбит напоминает одну большую стройку. Многие старинные дома оделись в леса. На реставрацию домов, памятников, благоустройство общественных пространств, ремонт дорог из областного бюджета выделены сотни миллионов рублей. Старинный купеческий город возрождается. С апреля 2022 года здание пассажа стало объектом для реставрационно-восстановительных работ, которые пройдут в два этапа.
В 2022 году выполнен ремонт южного, восточного и северного фасадов и ремонтно-реставрационные работы по кровле и укреплению фундамента. На 2023 год запланирована отделка внутренних помещений и перепланировка. Основная задача – максимально сохранить здание в его историческом виде.
На главный фасад здания вернули его историческое название «Пассажъ.»
В новом здании пассажа администрация города планирует открытие образовательно-просветительского центра для жителей и гостей города. Большую часть помещений займут различные зоны: истории, науки, туризма, детские кружки и секции по направлениям и многое другое. Также появится сцена для камерных музыкальных концертов и выступлений артистов. Новая концепция уже одобрена губернатором Свердловской области.
Список литературы:
Абрамова Е. Начались работы в полном объёме // Восход. – 2022. – 14 апр. – С. 1. – (Ремонт).
Абрамова Е. Пассаж в «лесах» // Восход. – 2022. – 24 марта. – С. 5.
Аникин В. К. Прогулки по Ирбиту : авторский путеводитель. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2012. – 128 с. — Из содерж.: [Улица Ленина, 21]. – С. 54.
Герштейн Я. Л. Пассаж // Ирбит и его окрестности: краеведческий путеводитель / Я. Л. Герштейн. – Екатеринбург, 1995. – С. 16–23.
Звагельская В. Е. Муниципальное образование город Ирбит. Ленина ул., 21. Пассаж, XIX в. // Свод памятников истории и культуры Свердловской области : в 2-х т. / отв. ред. В. Е. Звагельская. – Екатеринбург, 2007-2008. – Т. 2 : Свердловская область. – С. 277-279.
Пассаж и точка // Ирбитская жизнь. – 2022. – 29 июня. – С. 3.