Улица Чапаева

Течет река над могилой его…

«Гулял по Уралу Чапаев-герой…»

Строки из известной песни не врут — начдив двадцать пятой дивизии четвертой армии немало повоевал в Гражданс­кую войну на уральской земле. Правда, до нашей ирбитской стороны чапаевцы никогда не доходили.

Однако, когда повсеместно стали называть именем Василия Иванови­ча улицы, коллективные хозяйства, промышленные предприятия, шко­лы, пионерские лагеря и даже горо­да, то ирбитчане в стороне не оста­лись.

Долгое время (с 1947 года) суще­ствовал колхоз имени Чапаева — в одну хозяйственную упряжку были «запряжены» Пьянково и Большая Кочевка.

До сих пор в ирбитской топони­мике присутствует улица имени Чапаева — не самая центральная, но достаточно протяженная, как шаш­ка знаменитого начдива.

Могла бы в город на Нице загля­нуть Клавдия Васильевна-дочь на­родного героя (кроме нее, у Чапае­ва было два сына — Александр и Ар­кадий), которая объехала с расска­зами об отце немало городов и ве­сей.

Но каких-либо сведений о таком визите мы не имеем (хотя в Сверд­ловск Клавдия Васильевна приезжала не раз)…

Когда зародилась чапаевская сла­ва? Кто-то почти сразу недоуменно поднимет глаза — в уже упомянутую Гражданскую войну, что тут гадать. Именно тогда о Чапаеве начали ле­генды складывать. Причем задолго до его гибели в бою под Лбищенском.

Однако, по мнению многих исто­риков, занимавшихся чапаевской тематикой, не было великого орео­ла славы у начдива при его жизни. Была определенная известность, были восхищение одних и нена­висть других. Причем последнюю к Чапаеву испытывали не только бе­лые, но и многие в стане красных. Прежде всего те, кто боготворил Льва Троцкого (тогдашнего предсе­дателя Реввоенсовета) и был недо­волен (если сказать очень мягко) Михаилом Фрунзе.

Особого пиетета перед Чапае­вым не испытывали даже советские органы. В городе Николаевске Васи­лий Иванович обратился с просьбой выдать мандат на занятие его семь­ей флигеля купчихи Волковойновой.

Казалось бы, «красному герою» отказа не будет (тем более что ча­паевская семья жила в этом доме уже почти год). Ан нет — исполком в просьбе начдиву отказал. Мол-де, еще хватает бездомных, раненых и покалеченных, вдов и сирот. Кого-то выделять из общей массы не по-советски.

Чапаев, наверное, выхватил ма­узер, закричал, что он с «контрой», засевшей в Совете, расправится? Ничего подобного, Василий Ива­нович с ответом согласился и боль­ше с подобной просьбой к властям не обращался…

Культ Чапаева стал зарождаться в то время, когда наступила своеоб­разная мода на возвеличение тех или иных личностей. Помогли созданию легенды о начдиве книга Дмитрия Фурманова и фильм братьев Васильевых. Роль Чапаева в последнем блис­тательно сыграл актер Борис Бабоч­кин. Хотя, если говорить всю правду, он должен был бы сыграть чапаевс­кого ординарца Петьку Исаева. На роль же начдива изначально утвердили Николая Баталова. По каким-то причинам тот сыграть не смог, и Чапаева сыграл Бабочкин. А в образе Петьки в итоге блес­нул Леонид Кмит. Были в фильме и другие превосходные актерские ра­боты, но игра дуэта Бабочкина и Кмита запомнилась больше других.

В знаменитой «чапаевской» серии анекдотов именно Василий Иванович и Петька стали главными героями.

Вокруг этой серии уже возникла целая литература (попутно со сбор­никами самих анекдотов).

Либералы всех мастей утвержда­ют,-что анекдоты стали своеобраз­ным народным ответом на наме­ренное «лакирование» действитель­ности, поточное создание образов ге­роев, не соответствующих истори­ческой правде.

Оппоненты либералов считают, что сильно «помогли» возникнове­нию анекдотов о Чапаеве происки наших идеологических противников. Действовавших по нехитрой схеме — если народ высмеивает своих на­циональных героев (многие анек­доты действительно не самые полит­корректные), то с таким народом надо ухо держать востро, не дове­рять даже в малости…

К обоим мнениям нужно отнес­тись со вниманием, ибо в том и в другом доля правды имеется. Однако совсем принизить образ Чапаева даже анекдоты не смогли (ибо нет в последних злобы, жела­ния «пригвоздить»). Наверное, прежде всего оттого, что Василий Ивановича жизни (судя по воспоминаниям его современников) был вполне достойным человеком. Во-первых, храбрец. Еще в годы Первой мировой войны Чапаев удо­стоился георгиевских крестов всех четырех степеней и георгиевской же медали.

Во-вторых, он не пил и не курил, зачастую и другим этого не позво лял. Когда 25-я дивизия занимала населенный пункт, то начдив отда­вал приказ: все шинкарни закрыть. За продажу бойцам водки или само­гона — расстрел.

Не менее беспощадно наказывал Василий Иванович мародеров и на­сильников…

Учиться Чапаев был, оказывает­ся, тоже непрочь. Особенно в поли­тическом плане. Фраза из фурманов-ского романа «Ты, Василий Ивано­вич, за какой Интернационал?» вы­думана автором. Чапаев, член партии большевиков с сентября 1917 года, прекрасно знал, за что и с кем воюет и за какой из Интерна­ционалов горой стоит Ленин.

Ну а то, что не стал учиться Васи­лий Иванович в академии, так ведь обстановка требовала его присут­ствия на фронте…

Что еще надо бы знать жителям улицы Чапаева? То, что изначально фамилия начдива была Чепаев. Даже первый памятник ему (в Балаково) был воздвигнут с надписью «Чепаеву». Потом все исправили, как приказали свыше…

Кончину свою Чапаев тоже на­шел не в водах Урала. Клавдия Васи­льевна в 1995 году рассказала, что смертельно раненого отца перепра­вили через реку на створке ворот. На берегу обнаружили, что Василий Иванович умер. Вырыли в песке могилу и похоронили.

Где она, эта могила, сейчас неиз­вестно. Урал за прошедшие годы по­менял русло и над тем местом, где похоронен Чапаев-герой, река те­чет…

Список литературы:

 Живулин, В.  Течёт река над могилой его /  В. Живулин  // Восход. —  2011. –  23 июля   –  С. 3.