Улица Карла Маркса (статья 1)

В «Татарском Конце»

Старое название улицы  имени Карла Маркса — Пермская, по названию губернского города. Та часть ее, которая протянулась от улицы Революции к югу до линии железной дороги, имела другое название — Вторая Андреевская. Она пролегла параллельно Первой Андреевской, которая проходила по берегу бывшего озера Андреевского (сей­час ул. Урицкого).

В старом Ирбите северную часть улицы и городские квар­талы, которые примыкали к ней с северо-востока, из-за значи­тельного татарского населения и останавливавшихся здесь ямщиков из Казани называли «татарским концом», или «та­тарским краем». Для устройст­ва мусульманской мечети в 1863 году на углу нынешних улиц Революции и Карла Мар­кса был куплен двухэтажный каменный дом (на снимке). Вскоре над ним появилась ба­шня соборной мечети—минарет с круговым балкончиком и о полнолуниями на шпиле. Пять раз в день мулла призывал правоверных   к   молитве.

По примеру крупных мече­тей, которые на пожертвова­ния устраивали общественные школы (медресе), в 1908 году для детей татар и башкир при мечети была открыта приход­ская мусульманская школа. По просьбе родителей в ней препо­давался и русский язык. Ныне это территория водочного заво­да,

В домах этой части города была сосредоточена основная торговля пушниной, кожевен­ным товаром, воском, свечами… Нередко здесь можно было наблюдать любопытную карти­ну: толпа тобольских татар не­сет продавать партию шкур громадных медведей. У каждо­го человека две-три шкуры перекинуты через себя так, что голова медведя лежит на го­лове продавца и закрывает его лицо. Перекинутые через спины шкуры тащатся по земле, раз­гребая снег когтями задних лап.

До двух с половиной тысяч медвежьих шкур ежегодно уво­зилось из Ирбита. В «татар­ском конце» было принято: охотники или перекупщики са­ми ходили по квартирам, где проживали крупные покупате­ли, в некоторых прихожих вы­ страивались очереди, и поку­патель-оптовик, приобретая пушнину, затем вывозил ее за границу. И продавцы, и покупатели старались поселиться в одних и тех же домах, присмотреться друг к другу.

Именно в квар­талах «татарского конца» определялись окончательные це­ны на пушнину. С 1885 года улицу имени Карла Маркса украшает зда­ние бывшей женской гимназии (ныне Дом детского творчест­ва). В оформлении здания, бо­гато украшенном орнаментом из кирпича, заметен особый «почерк» академика Ю. И. Дютеля   (1824—1907),  который   с 1881 по1886 гг. был архитектором Ирбита.

Приехав в Ирбит, Дютель в местной газете поместил объ­явление о том, что, имея два­дцатилетний опыт работы в Санкт-Петербурге, он берет заказы на составление проектов разных зданий, в том числе и церквей. Даже после его отъ­езда городская управа не раз обращалась к опытному архи­тектору за советами, в частно­сти— по строительству новых корпусов гостиного двора.

Впоследствии (1903 год) к зданию гимназии в том же ар­хитектурном стиле был сделан пристрой для актового зала, Здание обошлось в 29 тысяч рублей, использован был кирпич со старого, обгоревшего во время пожара здания гимна­зии.  Были созданы педагогиче­ские классы, которые готовили помощниц  учителей.

До 1950 года в здании нахо­дилось педагогическое учили­ще, затем — учительский ин­ститут о отделениями русского языка и литературы и физико-математическим, о 1957 года — школа-интернат, затем вось­милетняя школа №17.

Другое женское учебное за­ведение —трехклассное профес­сиональное ремесленное учи­лище для девочек — в 1915 го­ду было открыто в угловом доме напротив гимназии, арен­дованном у крупного домовла­дельца Маврицкого (ул. Карла Маркса, 30). В начале 30-х го­дов, здесь находился городской Дом пионеров, затем — райис­полком.

Почти весь небольшой квар­тал в начале улицы принадле­жал уездному исправнику Пейкеру, основателю городского сада и ипподрома, владельцу конного завода чистокровных рысаков, садоводу, заложивше­му возле своего дома первый в Ирбите фруктовый сад. На противоположной стороне квартала, с выходом на улицу Андреевскую (ныне — Урицко­го, 19) Пейкер поставил не­большой деревянный дом, кото­рый и поныне играет веселыми наличниками окон, кружевом карнизов, причудливой дере­вянной   резьбой.

Рядом, в доме № 21, долгие годы проживал большой защитник природы Г. А. Жоховский, о котором известный уральский писатель Б. А. Ря« бннин написал книгу «Я — егерь!»   (Москва,  1978 г.).

В двухэтажном каменном здании на углу улиц Карла Маркса и Садового переулка, 6, завещанном городу со всеми постройками и обширным местом ирбитским купцом Выборовым, в 1890 году открылся сиротский приют. Это был один из четырех небольших детских приютов, которые существовали в Ирбите до революции. Все они содержались на средства благотворительного общества, основанного в городе в 1866 году. Источником существова­ния приютов были так называ­емые лотереи вспомощество­вания, которые проводились в период ярмарки. В этот день все актеры, хоры гостиниц пе­ли бесплатно. В числе выигры­шей лотереи упоминается фар­форовая ваза, пожертвован­ная   матерью царя Николая II.

О положении в Ирбите детей простого люда нельзя не ска­зать особо. В голодные годы, особенно когда случались го­лоледицы и от бескормицы по­гибал весь скот, киргизы и кал­мыки вынуждены были прода­вать или менять своих детей на провизию. Продавались дети обыкновенно по цене от 10 до 25 рублей и редко дороже. В декабре и январе ими нагружа­лись целые фуры, на ярмарках их продавали в розницу или обменивали на товар купцам. и мещанам, а те распродавали их или дарили именитым, лю­дям, Так, 4 марта 1804 года у ирбитского земского исправни­ка Ильи Ивановича Баранова были зарегистрированы куплен­ные у калмыков Николай, Ио­анн и Анна.

Но продолжим нашу экс­курсию.

По Садовому переулку, 5, в двухэтажном каменном здании находилось городское четырех­классное училище (бывший фи­лиал школы № 17, отдан под жилье). При училище в 1883 году был создан педагогиче­ский школьный музей. Основа­тель его и первый смотритель — инспектор училища С. В. Федосеев обратился ко всем торгующим на ярмарке прислать образцы товаров и прейскурант для создания особого отдела музея. Через шесть лет музей значительно вырос и на­считывал уже 1361 экспонат по винографии, нумизматике, палеонтологии.

В 1893 году С. В, Федосеев стал смотрителем и метеороло­гической станции 2-го разряда, находившейся при училище с 1880 года и созданной при со­действии Петербургской обсерватории. Основателем же ме­теорологической станции был
смотритель училища Н. Е. Ейгер, который регулярно вел метеорологические наблюдения с 1873 года. Оба они — и Федосеев, и Ейгер — состояли действительными членами Уральского общества любите­лей естествознания (УОЛЕ). Членом УОЛЕ был и Н. П. Булычев — первый исследова­тель флоры и фауны Ирбит­ского уезда, автор работы о Писаном камне, что находится на реке Ирбит в селении Писанец.

С 1913 года в училище вел­ся курс бухгалтерии и коммер­ческой арифметики. Преподава­телем словесности в училище работал В. К. Бирюков, впос­ледствии первый большевист­ский председатель Ирбитского Совета, расстрелянный белыми в   1918   году.

В доме № 40 находилась ти­пография, принадлежащая го­родскому голове Лопаткову, именем которого названа стан­ция между Ирбитом и Турин­ском. В 1917 году типографские рабочие организовали один из первых в городе профессио­нальный союз «Красных печат­ников», объединявший до соро­ка человек. После установления Советской власти частная ти­пография наследников Лопат-кова в числе трех других была национализирована. Более де­сяти типографских рабочих вступили в ряды РКП (б), а с приближением белых добро­вольцами записались в Крас­ную Армию.

В доме № 46 проживали се­мьи братьев Иконниковых. Из­вестному на Урале краеведу, преподавателю истории и ге­ографии В. А. Иконникову при­надлежит объемистая статья «О происхождении Ирбитской ярмарки». Его брат Е. А. Икон­ников (1862—1900) с 1884 го­да редактировал «Ирбитский ярмарочный листок», а с 1896 года ежегодно издавал спра­вочную книжку «Ирбитская ярмарка».

В доме Иконниковых еже­годно останавливались торгов­цы из Казани, привозившие на ярмарку свечи и воск. Кроме пяти фирм, прибывавших со свечами, этим товаром торго­вал и епархиальный оклад. Главным оптовым покупателем воска и свечей была    церковь.

Отдельные районы старого Ирбита хорошо знал Д. Н. Ма­мин-Сибиряк. «Даже на окраи­нах, в Глинках и в Татарском конце.., — писал он, — и там светилась и дымилась каждая избушка, поглядывая на сно­вавший народ лихорадочно го­ревшими глазами.

Список литературы:

Герштейн, Я.  В «Татарском конце» / Я. Герштейн // Восход. – 1993. – 25 мая.