Первым православным просветителем уральской земли считается епископ Пермский Стефан. В 1621 году архиепископ Киприан на пути в Сибирь посетил церкви и монастыри. Он писал: «В Верхотурском уезде на Невье, на Ницу реке живут наши крестьяне за сто верст от Верхотурья, и церкви в том месте не было…» и он послал в то место вновь Соловецкого старца Серапиона в строители.
Первый храм в новом русском поселении – Ирбеевской слободе – во имя Сретения Господня при наличии прекрасного строевого леса, конечно, деревянный и стоял он на высоком правом берегу реки Ирбеи, где сейчас следственный изолятор (СИЗО). Строился он так же, как и большинство храмов на Руси расположение крестообразное, с примыканием в западной части крыльца и паперти. Крыльцо высокое в несколько ступеней. Трапезный храм с устроенным в восточной части алтарем был зимним, теплым. Затем следовал летний храм, с особенно выдававшимся на восток алтарем. Кровля со скатами. Главы обшивались тесом «чешуёй» с восьмиконечными деревянными или железными крестами. Окна – небольшие, прямые или полукруглые, вместо стёкол – слюда. Иконостас – двух-трехярусный с полукруглыми вверху царскими вратами, покрытыми сусальным золотом или поталью с накладкой разноцветной фольги. По стенам храма на полках располагались иконы. Многоярусная колокольня стояла отдельно. «Летописец Тобольский о Сибирской стране…» под 1690 годом записал о явлении мощей некоего чудотворца в Ирбитской слободе.
Пожары в слободе – обычное явление, если учесть, что избы отапливались «по-черному». 26 января 1771 года Сретенский храм сгорел, спасти удалось очень немного. Не дожидаясь разбора пожарища, на свободном месте рядом (сейчас территория районной больницы и поликлиники) заложен другой двухэтажный Богоявленский.
Государь Алексей Михайлович в грамоте Туринскому воеводе предписывал заботиться о душевном спасении подданных. Требовал, чтобы каждый мирянин время от времени исповедовался перед священником. Дьякам и подьячим, детям боярским и всякого чина людям в церковь ходить каждый день. В воскресенье и в господние праздники не работать, а в субботу прекращать работу, как заблаговестят к вечерней. «А ежели кто будет сопротивляться, списки оных представлять в монастырский приказ и таких ослушников без всякой пощады бить батогами…». В 1773 году освятили первый престол во имя Богоявления Господня, но дальнейшее строительство затормозилось до 1779 года по объективным причинам.
В 1773 году началось самое мощное в истории крепостной России восстание Емельяна Пугачева, охватившее огромную территорию от Дона и Яика до Урала, Верхней Волги, Камы и Сибири с населением более 3 млн. человек. Жители Ирбитского края стали активными участниками этих событий. Слобожане не поддержали восставших. За верность царскому престолу жителей слобода получила статус города, а жители – звание мещан.
Только в 1786 году вместо сгоревшей деревянной вновь заложена каменная двухэтажная Сретенская церковь. Городской архитектор вместе с губернским при разработке генерального плана застройки вновь открытого города определили ей другое место. Она стала архитектурной доминантой радиальной планировки улиц южной части Ирбита. Выстроена и освящена 12 февраля 1794 года. 24 марта 1799 года городской голова Иван Брендов пишет письмо госпоже заводосодержательнице Филанцете Степановне Турчаниновой с просьбой «разрешить уплату половины стоимости колокола в 48 пуд 85 фунтов для вновь строящейся в Ирбите церкви Сретения Господня до ярмарки 1800 года. Однако по «непрочности Ея и угрожению падением, разобрана в 1846 г. до основания».
И в том же 1846 г. 28 июля заложена третья каменная одноэтажная, «окончательно выстроена и распространена в 1854 году. Престолов в ней пять: 1-й во имя Сретения Господня, освящен 1848 г. июня 11 дня, второй – во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящен 1848 г. ноября 28 дня, третий – во имя Великомученицы Екатерины, освящен 1850 г. февраля 1 дня, четвертый – во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, освящен 1871 г. июля 18 дня и пятый, устроенный над папертью под колокольнею во имя святых мучеников Флора и Лавра освящен 1846 г. 24 апреля».
По штату и указу консистории 1873 года определено 4 человека: настоятель, помощник настоятеля и два псаломщика. Служить в ирбитских храмах было почетно и трудно: ярмарочный месяц собирал огромное количество самых разных по характеру и привычкам гостей. Поэтому служителей в храмы подбирали грамотных и, по возможности, местных.
В 1884 году настоятелем назначен священник Иоанн Андреев Смышляев (53 года), сын священника, родился в городе Шадринске, окончил курс Пермской духовной семинарии, в сентябре 1882 года был переведён в Сретенский храм.
Помощником настоятеля поставлен священник Александр Иоаннов Удинцев (43 года), сын священника, родился в селе Баженовском Ирбитского уезда, учился в Пермской духовной семинарии. В 1871 году переведён в Сретенский храм, имел свой дом.
Диакон Александр Александров Борков, 27 лет родился в Нытвенском заводе Охаиского уезда, диаконский сын. Учился в Пермской духовной семинарии. В 1882 году переведён в Сретенский храм.
Просфорня та же, что и при Богоявленском соборе.
Церковный староста ирбитский купец Алексей Яковлев Шварев в этой должности с 1880 года, служил второе трёхлетие, ему 62 года.
Прихожан Сретенского храма в Ирбите – 6 дворов духовных, 16-статских, 53 военных, 10 – купцов, 128 –мещан, 14 – крестьян. Крестьян в деревнях Грязнуха, Буланова, Чусовская, Кириллова, Подкорытова, Мельникова, Трубина, Бердюгина – всего 637 дворов, в них 1701 мужчин, 1806 женщин.
На содержание священнослужителей постоянного оклада не получается, а содержатся они денежным вознаграждением прихожан за исполнение христианских треб и разными от прихожан добровольными подаяниями. Братских кружечных доходов в течение года (с декабря 1883 по декабрь 1884 года поступило 4283 руб.76 копеек). Содержание их достаточно.
К сей церкви приписаны две часовни. Первая – каменная во имя Святых Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в приходской деревне Кирилловой, устроенная в 1864 году, вместо прежней ветхой деревянной, и вторая каменная – во имя Святых Апостолов Петра и Павла в приходской деревне Бердюгиной, вновь построенная в 1875 году.
С приходом к власти большевиков жизнь приходов очень изменилась. Начались аресты духовенства, затем время готовило опустошение храмов.
В это же время большевики начали изъятие из храмов всего, что содержало драгоценные металлы. Согласно описям из молитвенных зданий Ирбитского уезда изъято 39 пудов 2 золотника серебра (648,6 кг) и 3 золотника 42 доли золота (14,5 гр.).
19 июня 1922 г. в адрес Народного комиссариата Финансов в Москву из Ирбита отправлено 6 ящиков церковных ценностей (из Богоявленского собора, церквей Свято-Троицкой, Воскресенской, Сретенской, Пантелеймоновской, Николаевской).
13 марта 1925 года оставшееся имущество Сретенского храма тщательно описано, что составило 1011 предметов на сумму 31471 р. 84 коп.
История сохранила некоторые имена священнослужителей Сретенского храма:
1927 год — настоятель Сердобольский Алексей Иван. (51 год), протоиерей, окончил духовную семинарию, г. Ирбите, ул. Пролетарская, 19.
Карпинский Владимир Алексеевич (39 лет), духовная семинария, священник, г. Ирбит, ул. Советская, 20.
Попов Николай Федотович (52 года), духовное училище, диакон, г.Ирбит, ул. Спорта,12.
Девяткин Константин Федорович (57 лет), образование домашнее, псаломщик, г. Ирбит, ул. Коммуны, 27.
Попов Валентин Николаевич (20 лет), 2 класса шк. 2-й ступени, псаломщик, г.Ирбит, ул. Спорта 12.
1928-1929 г. – настоятель Конев Иван Валентинович (44 года) священник, г.Ирбит, ул. Пролетарская, 18. Свалов Федор Леонтьевич (35 лет), диакон, г.Ирбит. ул. Набережная, 12 Девятков Константин Фёдорович (60 лет), псаломщик, Коммуны, 27.
В приходском Совете 52 человека, прихожан – 185 чел.
1930 г., октябрь — Троицкий Павел Николаевич (1871 г.р.), г. Свердловск, священник кафедрального собора. Жил добровольными приношениями, проживает в Сретенской церкви.
Баженов Михаил Васильевич (1907 г.р.) с 1927 г. служил диаконом кафедрального собора г. Свердловска. По выбору служил в Сретенском храме и жил добровольными приношениями.
1931 год — Попов Навел Николаевич (1909 г.р.) диакон Сретенской церкви вместо выбывшего Баженова М. В., с 1924 по 1929 гг. служил псаломщиком, с 1929 г. – диакон.
1932 год — Богословский и Ежов,
С 04.1932 по август 1932 г., – Удинцев Владимир Игоревич (1870 г.р.) г. Ирбит, Мининская, 23.
Список служителей Ирбитских храмов, конечно, можно продолжить, и земля Ирбитская хранит о них память…
С 1930 года церковь Сретения Господня становится кафедральным собором епархии и оплотом православия целого округа. В период гонения на церкви, по постановлению захвативших власть большевиков, церковь была передана заводу Уралмашшинстрой и позднее была переоборудована под заводскую котельную.
С 2005 года начались строительные работы по восстановлению одного из пяти приделов церкви. Исторически именно с него началось строительство Сретенского Храма.
В 2007 году Сретенская церковь была возвращена в собственность Екатеринбургской и Верхотурской епархии.
23 апреля 2009 года в четверг Светлой седмицы православного праздника Пасхи Сретенский храм собрал прихожан. Иереем Владимиром совершилась Божественная литургия под мелодичное пение певчих. После окончания Божественной литургии православные священнослужители и прихожане вышли на улицу, для того чтобы совершить свой первый Крестный ход вокруг Сретенского храма после многих десятилетий его забвения.
С 14 августа 2009 года в городе Ирбите создан Благотворительный Фонд «Сретенский Собор» для восстановления жемчужины города Ирбита – Сретенского Храма.
Теперь у каждого жителя города есть уникальная возможность принять участие и оказать посильную помощь в этом благом деле, ведь исторически на Руси храмы всегда строились всем миром.
Список литературы:
Мальцева Н. Крестный ход – торжество православия // Ирбит торговый. – 2009. – 6 мая. – С. 7.
Степанова Д. С. История Сретенского Собора // Сретенский вестник. – 2010. -№ 1. – С. 3-5.
Храмы Ирбита : Ирбит 370 лет [Изоматериал] : комплект из 9 открыток / Компьютер. центр г. Ирбита, Урал. гос. пед. ун-т, Ист. фак. ; оформ. Н. Бедских. – [Б. м.] : УРАЛТРАНС, [2001]. – 1 обл. (9 отд. л.).