Свято-Троицкая церковь

Судьба Свято-Троицкой церкви сложилась благоприятно по срав­нению с другими ирбитскими храмами. Она стойко выдержала все выпавшие на долю православия ис­пытания и никогда не прекращала своего служения Господу. Во мно­гом благодаря тому, что считалась кладбищенской часовней Богояв­ленского собора. А церкви на клад­бищах не закрывались, потому что в них не разрешалось крестить и венчать, а можно было только от­певать.

Свято-Троицкую церковь невозможно не заметить: она венчает Прощальную горку, возвышающуюся на запад­ной окраине города, далеко в округе виден свет ее купо­лов и слышен звон колоколов. Церковь – первое, на что обращают внимание въезжающие в Ирбит со стороны Екатеринбурга. Уже поэтому Свято-Троицкая церковь может быть визитной карточкой нашего города, не говоря о богатой истории этого храма и его значении в сохранении право­славия в крае.

Свято-Троицкая церковь была заложена на средства прихожан в 1835 году. Первый ее придел, в честь Успения Пресвятой Богородицы, освятили в 1838-м, главный храм, Святой Жи­воначальной Троицы, – в 1842-м, левый придел, Архангела Михаила, – в 1846 году. После окончания строительства храм приобрел фор­му символа веры – креста: на вос­ток – алтарь, запад – паперть, се­вер и юг – боковые приделы.

Единственный сохранившийся ирбитский Храм уникален по своему внутреннему убранству.

Храм украшает резной, покрытый сусальным золотом иконостас, также необычные иконы, находящиеся к церкви великомучеников Пантелеймона и Георгия Победоносца, великомученицы Параскевы, Варвары и Екатерины, и ряд других старинных образов. В храме практически отсутствуют современные иконы, т. к. многие святыни были взяты сюда из других ирбитских храмов и сохранены.

Однако все же главной святыней храма является уникальный список с Чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери царского рода Романовых, коим благословились молодые Романовы на царство. Этот образ является местночтимой святыней.

К нему совершаются паломнические поездки православной молодежи, так как Феодоровский образ Богородицы издревле являлся покровителем детей и молодежи.

В храме также хранится частица святых мощей святой праведной Иулиании княгини Ольшанской.

Архив храма сохранил имена людей, заботившихся о внешнем облике и внутреннем убранстве церкви. Это первый настоятель про­тоиерей Вениамин Крутиховский, благочинный ирбитских церквей, старосты святотроицкого прихода Михаил Матвеевич Налимов (1872 г.) и Петр Васильевич Шипицин (1906 г.). Часть церковной утвари приоб­ретена в конце XIX века на москов­ской фабрике товарищества Андрея Захряпина, иконостас изготовлен в 1909 году в екатеринбургской мас­терской Кожевниковых.

Парадоксально, но богоборчес­кий период, уничтоживший боль­шинство храмов на Урале, только способствовал расцвету Свято-Троицкого. Во время раскола церкви в 1922 году многие уральские свя­щенники приняли обновленческую ориентацию. В начале 30-х го­дов прошлого столетия после зак­рытия Богоявленского и Сретенс­кого храмов, поочередно слу­живших кафедральными соборами, Ирбитско-Туринской обнов­ленческой епархии, этот высокий статус получил Свято-Троицкий. А с 1942 по 1945 год он стал духовным центром Уральской обновленческой митрополии.

На святотроицкой кафедре слу­жили видные проповедники, та­кие, как ярый сторонник обновленчества митрополит Филарет (Яцен­ко) и секретарь митрополии про­тоиерей Андрей Введенский, сын одного из ведущих вождей обновленцев Виталия Введенского.

В 1933 году епархию возглавил архиепископ Софроний (Ивацов). Сергей Николаевич был выдающейся личностью, высокообразованным человеком, окончившим юридический и филологический факультеты Московского универ­ситета и психологический экспери­ментальный институт. Одно время Иванцов даже замещал должность ректора Красноармейского уни­верситета. Но решил себя посвя­тить Богу и принял монашество. До ирбитской кафедры служил архи­ереем в западных епархиях. В 1935 году его арестовали и постановле­нием особого совещания НКВД приговорили к трем годам лагерей.

Та же участь ожидала и настоя­теля Свято-Троицкого храма прото­иерея Александра Петровича Чернавина. 13 ноября 1937 года он был приговорен к десяти годам лагерей.

Восемнадцать лучших лет своей жизни отдал Свято-Троицкой цер­кви протоиерей Александр Ивано­вич Аммосов, выходец из семьи вятского священника. Он окончил духовную семинарию и тоже стал священнослужителем. В конце 1937 года его назначили настояте­лем Свято-Троицкого, к тому вре­мени уже кафедрального собора, а с февраля 1942 года еще и благо­чинным обновленческих церквей Ирбитского района. О его ревнос­тном служении Богу свидетель­ствует тот факт, что отец Алек­сандр был награжден митрой и воз­веден в сан митрофорного прото­иерея. В 1945 году, в период воз­вращения обновленцев в лоно Мос­ковской Патриаршей Церкви, Ам­мосов принес покаяние патриарху Сергию и был оставлен в прежнем сане. В 1955 году Александр Ива­нович вышел за штат и через четы­ре года скончался. Погребен Аммо­сов у стен Свято-Троицкой церкви.

Два года отслужил в этом храме Василий Федорович Богачев, тоже митрофорный протоиерей, впос­ледствии настоятель Пантелеймоновской церкви, уже известный чи­тателям по прошлым публикациям.

Эти славные подвижники веры, само здание храма, выполненное в стиле классицизма, старинный иконостас, особая благодатная, на­моленная атмосфера сделали его бесценным памятником непо­колебимой стойкости православия и надежной опорой верующих.

Храм действует по сей день и никогда не закрывался.

Список литературы:

Аникин В. К. Свято-Троицкая кладбищенская церковь // Дома и люди старого Ирбита / Аникин В. К., Старков В. И. – Екатеринбург, 2008. – С. 106-108.

Молокотин О.  Символ веры и стойкости // Восход. – 2010. – 5 июня.

Храм в честь Святой Живоначальной Троицы // Ирбит : путеводитель по городу. – Ирбит, 2003. – С. 22-23.

Храмы Ирбита : Ирбит 370 лет [Изоматериал] : комплект из 9 открыток / Компьютер. центр г. Ирбита, Урал. гос. пед. ун-т, Ист. фак. ; оформ. Н. Бедских. – [Б. м.] : УРАЛТРАНС, [2001]. – 1 обл. (9 отд. л.).