Судьба Свято-Троицкой церкви сложилась благоприятно по сравнению с другими ирбитскими храмами. Она стойко выдержала все выпавшие на долю православия испытания и никогда не прекращала своего служения Господу. Во многом благодаря тому, что считалась кладбищенской часовней Богоявленского собора. А церкви на кладбищах не закрывались, потому что в них не разрешалось крестить и венчать, а можно было только отпевать.
Свято-Троицкую церковь невозможно не заметить: она венчает Прощальную горку, возвышающуюся на западной окраине города, далеко в округе виден свет ее куполов и слышен звон колоколов. Церковь – первое, на что обращают внимание въезжающие в Ирбит со стороны Екатеринбурга. Уже поэтому Свято-Троицкая церковь может быть визитной карточкой нашего города, не говоря о богатой истории этого храма и его значении в сохранении православия в крае.
Свято-Троицкая церковь была заложена на средства прихожан в 1835 году. Первый ее придел, в честь Успения Пресвятой Богородицы, освятили в 1838-м, главный храм, Святой Живоначальной Троицы, – в 1842-м, левый придел, Архангела Михаила, – в 1846 году. После окончания строительства храм приобрел форму символа веры – креста: на восток – алтарь, запад – паперть, север и юг – боковые приделы.
Единственный сохранившийся ирбитский Храм уникален по своему внутреннему убранству.
Храм украшает резной, покрытый сусальным золотом иконостас, также необычные иконы, находящиеся к церкви великомучеников Пантелеймона и Георгия Победоносца, великомученицы Параскевы, Варвары и Екатерины, и ряд других старинных образов. В храме практически отсутствуют современные иконы, т. к. многие святыни были взяты сюда из других ирбитских храмов и сохранены.
Однако все же главной святыней храма является уникальный список с Чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери царского рода Романовых, коим благословились молодые Романовы на царство. Этот образ является местночтимой святыней.
К нему совершаются паломнические поездки православной молодежи, так как Феодоровский образ Богородицы издревле являлся покровителем детей и молодежи.
В храме также хранится частица святых мощей святой праведной Иулиании княгини Ольшанской.
Архив храма сохранил имена людей, заботившихся о внешнем облике и внутреннем убранстве церкви. Это первый настоятель протоиерей Вениамин Крутиховский, благочинный ирбитских церквей, старосты святотроицкого прихода Михаил Матвеевич Налимов (1872 г.) и Петр Васильевич Шипицин (1906 г.). Часть церковной утвари приобретена в конце XIX века на московской фабрике товарищества Андрея Захряпина, иконостас изготовлен в 1909 году в екатеринбургской мастерской Кожевниковых.
Парадоксально, но богоборческий период, уничтоживший большинство храмов на Урале, только способствовал расцвету Свято-Троицкого. Во время раскола церкви в 1922 году многие уральские священники приняли обновленческую ориентацию. В начале 30-х годов прошлого столетия после закрытия Богоявленского и Сретенского храмов, поочередно служивших кафедральными соборами, Ирбитско-Туринской обновленческой епархии, этот высокий статус получил Свято-Троицкий. А с 1942 по 1945 год он стал духовным центром Уральской обновленческой митрополии.
На святотроицкой кафедре служили видные проповедники, такие, как ярый сторонник обновленчества митрополит Филарет (Яценко) и секретарь митрополии протоиерей Андрей Введенский, сын одного из ведущих вождей обновленцев Виталия Введенского.
В 1933 году епархию возглавил архиепископ Софроний (Ивацов). Сергей Николаевич был выдающейся личностью, высокообразованным человеком, окончившим юридический и филологический факультеты Московского университета и психологический экспериментальный институт. Одно время Иванцов даже замещал должность ректора Красноармейского университета. Но решил себя посвятить Богу и принял монашество. До ирбитской кафедры служил архиереем в западных епархиях. В 1935 году его арестовали и постановлением особого совещания НКВД приговорили к трем годам лагерей.
Та же участь ожидала и настоятеля Свято-Троицкого храма протоиерея Александра Петровича Чернавина. 13 ноября 1937 года он был приговорен к десяти годам лагерей.
Восемнадцать лучших лет своей жизни отдал Свято-Троицкой церкви протоиерей Александр Иванович Аммосов, выходец из семьи вятского священника. Он окончил духовную семинарию и тоже стал священнослужителем. В конце 1937 года его назначили настоятелем Свято-Троицкого, к тому времени уже кафедрального собора, а с февраля 1942 года еще и благочинным обновленческих церквей Ирбитского района. О его ревностном служении Богу свидетельствует тот факт, что отец Александр был награжден митрой и возведен в сан митрофорного протоиерея. В 1945 году, в период возвращения обновленцев в лоно Московской Патриаршей Церкви, Аммосов принес покаяние патриарху Сергию и был оставлен в прежнем сане. В 1955 году Александр Иванович вышел за штат и через четыре года скончался. Погребен Аммосов у стен Свято-Троицкой церкви.
Два года отслужил в этом храме Василий Федорович Богачев, тоже митрофорный протоиерей, впоследствии настоятель Пантелеймоновской церкви, уже известный читателям по прошлым публикациям.
Эти славные подвижники веры, само здание храма, выполненное в стиле классицизма, старинный иконостас, особая благодатная, намоленная атмосфера сделали его бесценным памятником непоколебимой стойкости православия и надежной опорой верующих.
Храм действует по сей день и никогда не закрывался.
Список литературы:
Аникин В. К. Свято-Троицкая кладбищенская церковь // Дома и люди старого Ирбита / Аникин В. К., Старков В. И. – Екатеринбург, 2008. – С. 106-108.
Молокотин О. Символ веры и стойкости // Восход. – 2010. – 5 июня.
Храм в честь Святой Живоначальной Троицы // Ирбит : путеводитель по городу. – Ирбит, 2003. – С. 22-23.
Храмы Ирбита : Ирбит 370 лет [Изоматериал] : комплект из 9 открыток / Компьютер. центр г. Ирбита, Урал. гос. пед. ун-т, Ист. фак. ; оформ. Н. Бедских. – [Б. м.] : УРАЛТРАНС, [2001]. – 1 обл. (9 отд. л.).