В 80-е годы девятнадцатого века известный российский промышленник, исследователь Сибири Александр Михайлович Сибиряков задался целью открыть сквозное движение судов по рекам Сибири от Байкала до Ирбитской пристани, которая для Сибири была самой западной, самой близкой к европейской России. Главным препятствием на этом грандиозном пути были пороги на Ангаре.
Александр Михайлович Сибиряков – (26 сентября (8 октября) 1849, Иркутск – 2 ноября 1933, Ницца) – иркутский купец 1-й гильдии, принадлежал к седьмому поколению одного из самых древних, богатых и влиятельных сибирских родов: его отец, Михаил Александрович Сибиряков (1815-1874), купец 1-й гильдии, владел золотыми приисками, заводами, пароходством, а его состояние оценивалось в 4 млн рублей.
После смерти отца в 1874 году Александр принял в управление семейные золотые прииски и пароходные компании. Помимо уже существовавших предприятий Сибиряков создал новые: в 1885 – «Ангарское пароходство» для организации буксирного движения по Ангаре до Братского острога. Предприниматель вынашивал планы развития Сибири путем «улучшения сообщений, устройства в ней дорог и каналов, морских сношений её с соседними странами».
В феврале 1886 года в четырех номерах газеты «Ирбитский ярмарочный листок» была опубликована статья «Пароходство по реке Ангаре», в которой сообщалось о получении А. М. Сибиряковым привилегии от правительства на устройство по реке Ангаре на 500-километровом участке, от села Братского (сейчас город Братск) до впадения в Енисей буксирного пароходства с приспособлениями для преодоления порогов.
Идея была не нова, и ряд предпринимателей уже возбуждал этот вопрос, но условия, которые ими выдвигались, были неприемлемы. Сибирякову были чужды личные своекорыстные расчеты. За право пользоваться водным путем по Ангаре он обязался ежегодно вкладывать по десять тысяч рублей на работы по расчистке фарватера Ангары, устроить удобные пристани для погрузки и выгрузки товаров. Но на предприятие, не сулящее – большую выгоду, трудно было найти компаньонов.
Во время пребывания Сибирякова на Ирбитской ярмарке, ему удалось окончательно составить компанию по устройству судоходства по Ангаре. В нее вошли крупный пароходовладепец Игнатов, суда которого курсировали по рекам Сибири вплоть до Ирбита, и чайная фирма наследников Губкина. У фирмы были своя выгода, интерес. Известные в России чаеторговцы имели свои конторы в Китае и на Цейлоне. Отсюда тысячи пудов чая привозились на Ирбитскую ярмарку.
Сибиряков уехал из Ирбита окрыленным: многолетние искания увенчались успехом. Планы его по соединению удобным путем двух великих водных бассейнов – Обского и Енисейского, ради внутренних интересов страны, сулили немало выгод для будущего любимого им сибирского края, дальнейшего развития российской торговли. Автор статьи в «Ирбитском ярмарочном листке» Левитов писал: «…вся продолжительная деятельность этого почтенного и замечательного труженика по открытию путей сообщения для Сибири доказывает, что Сибиряков – человек идеи и чужд каких-либо личных своекорыстных интересов, являясь совершенной противоположностью корыстным домогательствам прежних предпринимателей».
По словам Сибирякова, речь шла ни много ни мало о транспортировке водным путем в течение навигации одного только чая миллиона пудов, о чем он писал в работе «К вопросу о внешних рынках Сибири», изданной в Тобольске в 1894 году.
И в дальнейшем Сибиряков не раз приезжал в Ирбит, останавливаясь неизменно в гостинице «Сибирское подворье», (по улице Революции, 16), на складах которой хранились запасы сельди сосьвинской, ему принадлежавшей.
Именем легендарного исследователя Сибири, участника полярных экспедиций золотопромышленника Александра Михайловича Сибирякова назван ледокол, вступивший в строй в 1945 году.
Имя Александра Михайловича Сибирякова вошло в Большую Советскую Энциклопедию.
Список литературы:
Герштейн Я. Л. От Байкала до Ирбита // Восход. – 1988. – 24 авг. – С. 4.
Это имя дорого ирбитчанам разных поколений! В Ирбите, к примеру, ещё в 1861 году преподаватели и смотрители уездного училища собрали семь рублей на сооружение памятника А.С. Пушкину в Царском Селе.
Выдающийся русский исследователь Сибири XVII века, архитектор и картограф, авторству которого принадлежат подробные атласы и карты региона. На ремезовских картах отмечена и Ирбитская слобода наряду с другими знакомыми топонимами: Белослуцка, Соколова, Рудна, Трубина, Чащина, Ощепкова, Чувашева, Бердюгина.
Ещё до революции, в 1915 году, Н. Я. Данько пришла на Петроградский фарфоровый завод. Спустя четыре года она возглавила скульптурную мастерскую предприятия.
Отважного землепроходца и мореплавателя XVII века Семена Ивановича Дежнёва у нас в стране знает каждый со школьной скамьи. Жизнь этого замечательного человека – яркая героическая страница в истории русских…
Петр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, среди которых известнейшие балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро»…
Известный российский писатель Александр Грин подарил читательскому миру множество различных произведений, самые волшебные из них — книги о мечте — «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Писатель создал свой особый мир, который критик Корнелий Зелинский назвал «Гринландией», и населил особыми людьми…
Всматриваясь в старые снимки, невольно представляется образ темной, душной, наполненной химическими запахами комнаты с мерцающим огоньком красного фонаря. В таких фотолабораториях проводили многие часы своей жизни…