Известный тюменский и московский купец-промышленник, выдающийся сибирский просветитель конца XIX века, писатель, путешественник, Николай Мартемьянович Чукмалдин, родился 4 декабря 1836 года в деревне Кулакова Тюменского уезда Тобольской губернии в семье обрусевших татар — крестьян-старообрядцев.
Начал трудиться с шести лет, помогая отцу в изготовлении саней.«Деньги, вырученные крестьянами за продажу изделий, — писал Чукмалдин в своей автобиографической повести «Мои воспоминания» (Санкт-Петеобург, 1899, ч. 1), шли на уплату податей и на лихоимные поборы чиновников- взяточников».
На восьмом году родители отдали любознательного мальчика в обучение единственному грамотному человеку в деревне — старику-староверу Артемию Скрыпе. Ученье давалось легко, с большим интересом и восторгом. Уже девяти лет Коля выполнял роль писаря при неграмотном отце, назначенном сельским старшиной.
Со временем приказчик Чукмалдин стал богатым человеком.
Николай Мартемьянович неоднократно приезжал на Ирбитскую ярмарку. В своих произведениях писатель немало страниц посвятил Ирбиту.
В книге «Записки о моей жизни» (Москва, 1902 год) Чукмалдин говорит об экономическом значении ярмарок и выразительно характеризует бойкость и многолюдье Ирбитской: «Ирбитская ярмарка, по своим размерам, тогда казалась такою колоссальною, что ярмарке этой наши сибиряки только удивлялись, не находя ей меры для сравнения. Про ярмарку и выражались больше односложными словами да знаками восклицания: «А, Ирбит!», или: «Это ведь в Ирбитской было!», подразумевая, что эта ярмарка есть основа, центр, развязка всех дел, своего рода «крайний судья».
Перед ярмаркой и после нее товарные обозы тянулись через Тюмень целыми вереницами и заполняли собой все улицы и постоялые дворы затюменской части.
«Проезжих на Ирбит и обратно, в кошевах, повозках и других незатейливых экипажах, было всегда такое большое количество, — говорится в книге, — что казалось невероятным, где они в Ирбите и помещаться могут? Все это двигалось и ехало в Ирбит, где, сделав свое дело, продав и купив товары, разъезжалось в обратном направлении.
В Ирбите приезжающий занимал у обывателя в доме комнату, угол, каморку, где только можно было найти теплое помещение, а для торговли — лавку, лавочку, ларь в гостином дворе и на площадях, все на полном холоде и ветру. О теплых помещениях для торговли в те времена и помину не было тогда не был еще устроен знаменитый теплый Ирбитский пассаж, и лишь изредка и только кое-где существовали отапливаемые магазины преимущественно с часами и музыкальными пайщиками». Речь идет о 50-х годах восемнадцатого века, когда Чукмалдин приезжал в Ирбит как приказчик, чтобы на заработанные деньги купить себе освобождение от рекрутства. Через несколько лет он сам становится купцом. Прямодушие его, честность не раз ставили Чукмалдина перед разорением.
Переехав в 1878 году на жительство в Москву, Чукмалдин почти ежегодно навещал Ирбит в период ярмарки. Мотив дороги очень характерен для купца- писателя, которому приходилось преодолевать большие расстояния.
В очерке «Ирбит. Зимняя дорога» рассказывается об особенностях сибирской езды на лошадях, дальней дороге: «В те времена езда из Москвы в Ирбит сопряжена была с немалыми затруднениями и требовала больше месяца времени. Нужно было ехать по железной дороге до Нижнего Новгорода, а оттуда через Казань и Пермь на лошадях, безостановочно дни и ночи, одетым в полушубок, доху и валенки, выходить из довозки только на станциях, во время перемены лошадей, чтобы обогреться или напиться чаю и закусить… Иной раз ветер свистит и шумит неистовой метелью, повозка ныряет по ухабам, то поднимаясь на вершинах между ними, то тупым торчком падая на дно, — а ты, лежа в ней, вторишь этим движениям, приноравливаясь только, как бы удобнее ослаблять удары саней, руками и ногами. Застегнуть от вьюги фартуком повозку считалось во многих случаях опасным, потому что на косогоре, при быстрой езде, сани могли опрокинуться, и тогда пассажир рисковал очутиться под тяжестью багажа и чемоданов, могущих задушить до смерти…
Я знал подобный случай, бывший с купцом Решетниковым. Это произошло в поездку его из Тюмени в Ирбит. Казанская хорошая кибитка была застегнута им наглухо; он и спутник его спали. И вот раз, спускаясь с горы, лошади понесли, ямщик на раскате оплошал и повозка моментально перевернулась вверх полозьями. Багаж и подуши давили и душили путников, не давая возможности освободиться, несмотря ни на какие усилия. Ямщик, выкинутый с козел, не был придавлен, но он не мог своими силами ни отворить повозку, ни отстегнуть кожаного фартука, застегнутого со всех сторон на крепкие медные кнопки. И только благодаря случайно подъехавшим другим пассажирам, которые помогли перевернуть опрокинувшуюся повозку, Решетников и спутник его остались живы. Они были уже без чувств; их вытащили полумертвыми из экипажа и положили на снегу, пока они опомнились и пришли в себя…
В дурную погоду больше всех приходилось выносить холод и неудобства бедному ямщику, примостившемуся на козлах, боком к лошадям. Ему нужно было в одно и то же время управлять тройкою лошадей, держаться на скользком сидении передка повозки, получать резкие толчки в ухабах и не иметь защиты от бурана. Поистине, профессия этих ямщиков была порою прямо каторжной работой…».
Временами повествование писателя переходит в живую картину: «Ночь. Ветер стих… Луна светит ярко. Необозримое поле снежной равнины блестит и искрится мириадами светящихся точек. Дорога стелется матовой полосою, теряясь вдали: стена леса медленно плывет вам навстречу. Лошади крупной рысью дружно несутся вперед, мотая головами и похрапывая. Колокольчик под дугой гудит переливами тонов и замирает, теряясь в морозном тихом воздухе. Ямщик лихо встрепенется, ловким жестом головы сдвинет шапку набекрень и крикнет ласково на тройку:
— Эй вы, родимые!
И затянет одну из тех песен русского народа, которая сладко и в то же время до болезненности жутко отдается в душе вашей».
Об Ирбитской ярмарке Чукмалдин не раз выступал в текущей прессе в качестве корреспондента и публициста. Его статьи помещали московская газета «Вестник промышленности», тюменская «Сибирская торговая газета», екатеринбургский «Урал». Несколько лет Чукмалдин сотрудничал и в «Ирбитском ярмарочном листке». Только в 1891 году газета опубликовала восемь его корреспонденций, озаглавленных «Письма из Москвы». В них давался подробный анализ состояния московского рынка, что было немаловажно для ирбитского торга.
Еще одним делом Николая Мартемьяновича было приобретение редких древних и ценных славянских книг и пергаментов. Он создал в Тюмени уникальную библиотеку рукописных и старопечатных книг. Свою богатую коллекцию книг, в том числе подлинный экземпляр «Апостола» знаменитого русского первопечатника Ивана Федорова, Чукмалдин подарил Тюменскому краеведческому музею.
Николай Мартемьянович бескорыстно служил родным местам и многое делал для его развития и процветания. В своей родной деревне Кулаковой он построил каменную двухэтажную школу, которую содержал на свои средства, обеспечивая ее книгами, пособиями, а бедных учеников — одеждой и обувью. Создал Сельский банк с безвозвратным вкладом 3000 рублей для поддержки и развития местного кустарного ремесла. Давал крестьянам деньги на взнос податей, если они не могли их уплатить. В неурожайные и голодные годы, также после большого пожара оказывал кулаковцам широкую помощь: нуждающимся и бедным раздал безвозвратно на посев и продовольствие до 2-х пудов хлеба; снабжал одеждой, чаем, сахаром, помогал деньгами. Посылал новейшие сельскохозяйственные орудия и культурные урожайные семена. Основал бесплатную аптеку для жителей, которую пополнял необходимыми медикаментами. Развернул упорную борьбу с пьянством и платил в доход общества по 100-200 рублей, для того только, чтобы не открывались в деревне кабаки.
Скончался Николай Мартемьянович в апреле 1901 года в Берлине, где проходил лечение от тяжелого недуга. Согласно завещания был похоронен в родной деревне Кулакова в специально сооруженном склепе при Свято-Никольском храме. В 1930-е годы его могила была разорена.
Чукмалдин объездил всю Россию, побывал во многих странах Запада и Востока. Каждое свое путешествие и свои наблюдения записывал и печатал. Его путевые очерки, имеющие важное культурное значение, вышли отдельными изданиями и до сих пор вызывают особый интерес у читателей.
Самостоятельно почитать электронную копию книги Н.М. Чукмалдина «Записки о моей жизни» (Москва, 1902 год) в которой автор очень красочно описывает Ирбитскую ярмарку, можно на сайте Президентской библиотеки. Ссылка на книгу https://www.prlib.ru/item/411979
Список литературы:
Герштейн Я. Л. «Мятежный писатель-купец» // Восход. – 1988. – 30 авг. – С. 2.
Чукмалдин Николай Мартемьянович [Электронный ресурс] // История российского предпринимательства : [сайт]. – Москва, 2014-2018. – Режим доступа: http://historybiz.ru/chukmaldin-nikolaj-martemyanovich.html (16.08.2018).
Чукмалдин Н. М. Записки о моей жизни [Электронный ресурс] // Президентская библиотека : [сайт]. – Санкт-Петербург, 2009-2018. – Режим доступа: https://www.prlib.ru/item/411979 (16.08.2018)
Это имя дорого ирбитчанам разных поколений! В Ирбите, к примеру, ещё в 1861 году преподаватели и смотрители уездного училища собрали семь рублей на сооружение памятника А.С. Пушкину в Царском Селе.
Выдающийся русский исследователь Сибири XVII века, архитектор и картограф, авторству которого принадлежат подробные атласы и карты региона. На ремезовских картах отмечена и Ирбитская слобода наряду с другими знакомыми топонимами: Белослуцка, Соколова, Рудна, Трубина, Чащина, Ощепкова, Чувашева, Бердюгина.
Ещё до революции, в 1915 году, Н. Я. Данько пришла на Петроградский фарфоровый завод. Спустя четыре года она возглавила скульптурную мастерскую предприятия.
Отважного землепроходца и мореплавателя XVII века Семена Ивановича Дежнёва у нас в стране знает каждый со школьной скамьи. Жизнь этого замечательного человека – яркая героическая страница в истории русских…
Петр Ильич Чайковский (1840–1893 гг.) – знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений, среди которых известнейшие балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро»…
Известный российский писатель Александр Грин подарил читательскому миру множество различных произведений, самые волшебные из них — книги о мечте — «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Писатель создал свой особый мир, который критик Корнелий Зелинский назвал «Гринландией», и населил особыми людьми…
Всматриваясь в старые снимки, невольно представляется образ темной, душной, наполненной химическими запахами комнаты с мерцающим огоньком красного фонаря. В таких фотолабораториях проводили многие часы своей жизни…