Первоначальный путь завоевателей Сибири, а вслед за ними русских насельников, служилых людей и купцов лежал через Северный Урал.
Государева дорога в Сибирь, начинаясь в Москве, шла на Ярославль, Тотьму, Устюг Великий, Кай-город и Соликамск. Отсюда она направлялась по течению судоходных рек, делая огромный крюк. Так, чтобы попасть из Соликамска в Тюмень, торговые люди поднимались Камой до Чердыни, от нее их путь шел по рекам Вишере, Велсуто и далее волоком через Урал на реку Лозьву (здесь был поставлен Лозьвинский городок); затем по сибирским рекам Тавде, Тоболу и Туре.
Дорога эта была слишком неудобна как по громадности протяжения, так и по естественным неблагоприятным условиям.
Четыреста десять лет назад, в 1595 году, царь Федор Иоаннович подписал указ о проведении прямой дороги от пермской Соликамской на реку Туру, где в 1586 году воевода Василий Сукин построил городок Тюмень.
Это непростое дело было поручено посадскому человеку, уроженцу деревни Верх-Усолка Артемию Софроновичу Бабинову.
Сведений о нем сохранилось не очень много. Известно только, что Бабинов имел в Соликамске дом и землю, занимался охотничьим промыслом.
Артемий хорошо знал лесные тропы и стежки, умел находить общий язык с разными людьми, в том числе инородцами. Однажды Артемий увязался за вогулами, приходившими на реку Чаньву совершить свои языческие обряды.
Чтобы не потерять тропу, он заламывал ветки деревьев. Это помогло ему успешно возвратиться домой. В итоге дорога через Уральские горы была пройдена.
После этого Бабинов и предложил провести прямую грунтовую дорогу, которая позволила бы существенно сократить путь от Соликамской до Тобольска.
На прокладку дороги — расчистку будущей колеи от леса, строительство мостов, равнение рельефа Артемию Софроновичу с товарищами потребовалось около двух лет — в 1597 году дорога пришла на берег Туры в районе вогульского городища Нером-Кар.
Достроена же до конца она была в следующем, 1598 году. Дорога значительно сократила путь до Тобольска. Если по старой дороге ямщик с легкой поклажей ехал 30 дней, то по новой — 22 дня. Благодаря Бабиновской (так ее назвал народ) дороге появились на уральской земле Верхотурье (1598 г.) и Туринск (1600 г.), новые слободы.
Уже во второй четверти семнадцатого века дорога из Верхотурья как бы сама собой «качнулась» на юго-восток. Ямщики ехали через село Салдинское на Мугай, Невьянскую, Рудную, Чубаровскую, Верх-Ницинскую (Елань) слободы…
Так Бабиновская дорога стала пролегать через ирбитскую землю.
Список литературы:
Живулин В. Народ дал дороге имя его строителя // Имена: краеведение-7. – Ирбит, 2012. – С. 16-17.
Ирбитская ярмарка : научно-популярное издание / В. К. Аникин ; ред. А. В. Камянчук. – Ирбит : Печатный вал, 2016. – 95 с. – (Наследие России)
12 апреля 1961 года летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. Миллионы людей хотели своими глазами увидеть легендарного космонавта. Ирбитчанину Анатолию Мефодьевичу Струину судьба подарила две незабываемые встречи с Гагариным…
Идея Урало-Сибирской железной дороги оформилась еще в середине XIX века. С 1861 года, с отменой в России крепостного права, в города хлынул поток свободных и дешевых рабочих рук. Промышленное развитие страны получило новый толчок. Особенно сильно начинает развиваться…
28 октября 1958 года исполнилось 40 лет Всесоюзному Ленинскому Коммунистическому Союзу Молодежи и местные комсомольцы решили увековечить эту дату, посадив новый парк. Долго раздумывать
В начале XX века для многих жителей города рождественские дни были, прежде всего, днями милосердия и благотворительности. Не оставались без внимания богадельня, детское убежище, приюты, арестанты тюремного замка, нищие, больные, убогие. Пополнялись счета общества вспомоществования нуждающимся учащимся города…
Выражение «Пушкарёва гора» вошло в лексикон ирбитчан с середины XIX века. Понятие «гора» в Ирбите, раскинувшемся в равнинном Зауралье, звучит несколько условно. Действительно, небольшую плоскую возвышенность на южной окраине, приподнятую…
Старый парк, именовавшийся раньше городским общественным садом, был заложен в 1874 году уездным исправником Николаем Михайловичем Пейкером, статским советником, владелецьцем конного завода, первым агрономом Ирбитского уезда, основателем городского сада и ипподрома…
Осенью 1662 года «калмыцкие воинские люди», «воровские татара» и «воровские башкирцы», напав на Белослудскую слободу (волость), сожгли в ней все деревни дотла. Жителей всех побили, а иных в плен взяли, чтобы продать в рабство…